Пятница, 26.04.2024, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ФООП, ФГОС

Федеральные основные образовательные программы

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
С 1 сентября 2023 года школы переikb на новые федеральные основные образовательные программыЭто единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Образовательные учреждения обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ).  

Что такое ФОП (или ФООП) ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего
Какая цель у внедрения ФОП Создание единого образовательного пространства во всей стране
Что входит в ФОП Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы
Что является обязательным для всех школ Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как применяются ФОП Школы могут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Что будет с углубленным обучением Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения
Когда школы переходят на ФОП С 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФОП  (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ)

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

В целях обеспечения единства образовательного пространства приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).

Реализация образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО началась с 1 сентября 2023 года в 10 классах.

Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.

Планируемые результаты. В новой редакции ФГОС СОО подробнее описываются результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – контролировать качество обучения.

Личностные результаты. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты конкретизировали по видам универсальных учебных действий (далее – УУД) и сгруппировали по трем направлениям:

1 - овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

2 - овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;

3 - овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.

Предметные результаты. В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.

Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».

Предметные области и предметы. В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественнонаучные предметы» соответственно.

Изменился перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.

Предметная область Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО (в редакции 2020 года) Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО (2022 год)
Русский язык и литература Русский язык (базовый и углубленный уровень) Русский язык (базовый уровень)
Литература (базовый и углубленный уровень) Литература (базовый и углубленный уровень)
Родной язык и родная литература Родной язык (базовый и углубленный уровень) Родной язык (базовый уровень)
Родная литература (базовый и углубленный уровень) Родная литература (базовый уровень)
Иностранные языки Иностранный язык (базовый и углубленный уровень) Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)
Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень) Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)
Математика и информатика Математика, включая алгебру и начала математического анализа, геометрию (базовый и углубленный уровень) Математика, включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика») (базовый и углубленный уровень)
Информатика (базовый и углубленный уровень) Информатика (базовый и углубленный уровень)
Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки») История (базовый и углубленный уровень) История, включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» (базовый и углубленный уровень)
География (базовый и углубленный уровень) География (базовый и углубленный уровень)
Обществознание (базовый уровень) Обществознание (базовый и углубленный уровень)
Экономика (базовый и углубленный уровень) -
Право (базовый и углубленный уровень) -
Россия в мире (базовый уровень) -
Естественнонаучные предметы (предыдущее название – «Естественные науки») Физика (базовый и углубленный уровень) Физика (базовый и углубленный уровень)
Химия (базовый и углубленный уровень) Химия (базовый и углубленный уровень)
Биология (базовый и углубленный уровень) Биология (базовый и углубленный уровень)
Астрономия -
Естествознание -
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура (базовый уровень) Физическая культура (базовый уровень)
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)
Экология (базовый уровень) -

В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.

Объем аудиторной нагрузки. В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника состаляет 2516 учебных часов.

Границы аудиторной нагрузки ФГОС СОО в редакции 2020 года ФГОС СОО в редакции 2022 года
Минимум 2170 2170
Максимум 2590 2516

Учебный план. В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.

Изменился подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования

Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно)

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

С 1 сентября 2022 года обучающиеся первых и пятых классов начали учиться по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2Обновлённые021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования";

Приказ УО АБМО от 15 октября 2021 года № 553/1 ОД «Об утверждении плана мероприятий по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа».

 

Изменения ФГОС

Стало Как было

Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь:

– сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули;
– вводить углубленное изучение предмета;
– разрабатывать ИУП

Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя
Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин Требований к результатам было меньше
Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО

Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов.

Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия

Не было требований:

– к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания;
– тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме;
– формам проведения внеурочных занятий

На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули.

На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история»

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули
Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО

Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО:

– 2954 – минимум;
– 3190 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5058 – минимум;
– 5549 – максимум.

Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года

Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО:

– 2904 – минимум;
– 3345 – максимум.

ФГОС ООО:

– 5267 – минимум;
– 6020 – максимум.

Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года

Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей

Содержательный раздел ООП включал:

– программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО;
– программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО;
– рабочую программу воспитания;
– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО;
– программу коррекционной работы

Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей Норм о делении учеников на группы не было

Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела.

Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д.

Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований
На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию Не устанавливали форму учебного пособия
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018.

Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты

ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы.

ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше

 

Дата последнего обновления страницы 01.10.2023

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz