Федеральные основные образовательные программы
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с частью 65 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно – ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО).
С 1 сентября 2023 года школы переikb на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Образовательные учреждения обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 г. №371-ФЗ).
Что такое ФОП (или ФООП) | ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего |
Какая цель у внедрения ФОП | Создание единого образовательного пространства во всей стране |
Что входит в ФОП | Учебно-методическая документация: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральная рабочая программа воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программа формирования УУД; программа коррекционной работы |
Что является обязательным для всех школ | Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы |
Как применяются ФОП | Школы могут непосредственно применять ФОП или отдельные компоненты ФОП без составления собственных рабочих программ. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП |
Что будет с углубленным обучением | Школы вправе перераспределить часы в федеральных учебных планах на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию их углубленного изучения |
Когда школы переходят на ФОП | С 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФОП (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ) |
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
В целях обеспечения единства образовательного пространства приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Реализация образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО началась с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований
В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.
Планируемые результаты. В новой редакции ФГОС СОО подробнее описываются результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ООП СОО) – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – контролировать качество обучения.
Личностные результаты. Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты конкретизировали по видам универсальных учебных действий (далее – УУД) и сгруппировали по трем направлениям:
1 - овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
2 - овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;
3 - овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Предметные результаты. В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
Предметные области и предметы. В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественнонаучные предметы» соответственно.
Изменился перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.
Предметная область | Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО (в редакции 2020 года) | Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО (2022 год) |
Русский язык и литература | Русский язык (базовый и углубленный уровень) | Русский язык (базовый уровень) |
Литература (базовый и углубленный уровень) | Литература (базовый и углубленный уровень) | |
Родной язык и родная литература | Родной язык (базовый и углубленный уровень) | Родной язык (базовый уровень) |
Родная литература (базовый и углубленный уровень) | Родная литература (базовый уровень) | |
Иностранные языки | Иностранный язык (базовый и углубленный уровень) | Иностранный язык (базовый и углубленный уровень) |
Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень) | Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень) | |
Математика и информатика | Математика, включая алгебру и начала математического анализа, геометрию (базовый и углубленный уровень) | Математика, включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика») (базовый и углубленный уровень) |
Информатика (базовый и углубленный уровень) | Информатика (базовый и углубленный уровень) | |
Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки») | История (базовый и углубленный уровень) | История, включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» (базовый и углубленный уровень) |
География (базовый и углубленный уровень) | География (базовый и углубленный уровень) | |
Обществознание (базовый уровень) | Обществознание (базовый и углубленный уровень) | |
Экономика (базовый и углубленный уровень) | - | |
Право (базовый и углубленный уровень) | - | |
Россия в мире (базовый уровень) | - | |
Естественнонаучные предметы (предыдущее название – «Естественные науки») | Физика (базовый и углубленный уровень) | Физика (базовый и углубленный уровень) |
Химия (базовый и углубленный уровень) | Химия (базовый и углубленный уровень) | |
Биология (базовый и углубленный уровень) | Биология (базовый и углубленный уровень) | |
Астрономия | - | |
Естествознание | - | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура (базовый уровень) | Физическая культура (базовый уровень) |
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | |
Экология (базовый уровень) | - |
В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем аудиторной нагрузки. В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника состаляет 2516 учебных часов.
Границы аудиторной нагрузки | ФГОС СОО в редакции 2020 года | ФГОС СОО в редакции 2022 года |
Минимум | 2170 | 2170 |
Максимум | 2590 | 2516 |
Учебный план. В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
Изменился подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно)
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.
С 1 сентября 2022 года обучающиеся первых и пятых классов начали учиться по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2Обновлённые021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования";
Приказ УО АБМО от 15 октября 2021 года № 553/1 ОД «Об утверждении плана мероприятий по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа».
Изменения ФГОС
Стало | Как было |
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь: – сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; |
Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя |
Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин | Требований к результатам было меньше |
Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы | Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия |
Не было требований: – к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; |
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули |
Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей | Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО |
Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО: – 2954 – минимум; ФГОС ООО: – 5058 – минимум; Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года |
Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО: – 2904 – минимум; ФГОС ООО: – 5267 – минимум; Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года |
Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей |
Содержательный раздел ООП включал: – программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; |
Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами | Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было |
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей | Норм о делении учеников на группы не было |
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д. |
Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования | Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию | Не устанавливали форму учебного пособия |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано | Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018. Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты |
ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы. ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше |
Дата последнего обновления страницы 01.10.2023