Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Урок русского языка "Возвратные глаголы", 6 классУрок русского языка в 6
классе по теме «Возвратные
глаголы. Правописание –ться, тся». Цели урока: ( Слайд №2) 1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести
термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками ,
с историей его возникновения. 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение
анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые
явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать
информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать
орфографические навыки с опорой на алгоритм. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному
предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение
дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение
слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках
ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе. ТСО: Магнитная доска с набором карточек, проектор и проекторная
доска. Раздаточный материал: тесты, карточки с текстом. Оформление обычной доски: На доске записаны число , тема; три
ключевых вопроса, на которые учащиеся должны ответить в конце урока. Оформление магнитной доски: Карточки с глаголами и их значениями.
Ход урока. 1.Огр.момент. 2. Сообщение темы и целей урока. Тема сегодняшнего урока звучит так :
«Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся». Открываем тетради ,записываем
число, тему урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение возвратных глаголов, повторим
правописание глаголов на -ться, -тся, узнаем много интересного об особенностях
возвратных глаголов В конце урока вы должны ответить на три вопроса ( Слайд №3):
-В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться,
-тся в глаголах»?
-Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах?
-В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов? 3.Проверка домашнего задания. ( Слайд №4) А) Упражнение
на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему. 1 ученик исправляет ошибки в определении значений возвратных глаголов и
готовит рассказ о возвратном глаголе и его значениях, иллюстрирует ответ примерами,
подобранными дома . ( На магнитной доске на отдельных карточках
прикреплены глаголы и их значения в произвольном порядке)
возвратное
мириться
взаимное
обуваться
страдательное
светиться
постоянное св.
выполняться Б)
Тест на тему «Значение возвратных глаголов» (остальные ученики
работают с тестом.) Вариант 1 1.Укажите значение возвратного глагола в предложении Друзья во время работы изредка переговаривались ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 2.Укажите значение возвратного глагола в предложении Воробей купается в луже ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 3.Укажите значение возвратного глагола в предложении Небо заволакивается тучами ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 4.Укажите значение возвратного глагола в предложении Крыжовник сильно колется ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 5.Укажите значение возвратного глагола в предложении На ринге встретились боксеры. ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
Страдательное Вариант 2 1.Укажите значение возвратного глагола в предложении Рано утром, на рассвете, умываются котята… ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 2.Укажите значение возвратного глагола в предложении Подружки сегодня поругались. ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 3.Укажите значение возвратного глагола в предложении Лес постепенно покрывается густым туманом. ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 4.Укажите значение возвратного глагола в предложении Бабушкина корова бодается. ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
страдательное 5.Укажите значение возвратного глагола в предложении Мой брат умеет защищаться. ·
Возвратное ·
Взаимное ·
Постоянное свойство ·
Страдательное В) Устная
рецензия на ответ. Учащиеся слушают монологический ответ и
рецензируют его, используя правило « 5 П» ( Слайд №5)
По плану : 1.Правильность ответа
2.Полнота ответа
3. Последовательность изложения
4. Примеры, подобранные самостоятельно
5. Правильное речевое оформление 4. Основная часть урока. Актуализация знаний. ( Слайд №6) А) Работа с таблицей. Упр194 . -Сравните написание и произношение возвратных
глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа. -Вспомните орфографическое правило, которое надо
применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы? Б) Коллективная работа над составлением
алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах» (
Слайд №7) -Коротко сформулируем наши действия. Что нужно
сделать сначала, чтобы начать применение правила? Каким будет второй шаг? (
После коллективной работы на экране появляется алгоритм действий .Слайд №8) 5. Совершенствование орфографических навыков. А) Диктант на замену. (
Слайд №9) - Иногда в нашей жизни бывают такие ситуации, когда нам надо выразить мысль
четко и коротко. Нам могут помочь в этом возвратные глаголы. Замените часть
предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль. Запишите
полученные предложения. Объясните написание –ТЬСЯ , -ТСЯ , применяя алгоритм. ·
Коля никогда никого не дразнит. (Коля никогда не дразнится) ·
При встрече надо приветствовать друг друга.(При встрече надо здороваться) ·
Чувствовать обиду по пустякам некрасиво. (Обижаться по пустякам некрасиво) ( Слайд №10)- Какой темой объединены эти предложения?( правила вежливости) Давайте
будем всегда соблюдать их. - Сравните предложения, продиктованные мной и составленные вами. В каких из
них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно? (Это
происходит благодаря морфеме СЯ, которая придает глаголу различные
добавочные значения). - Давайте подумаем над вопросом? А откуда появилась морфема СЯ? Б) Работа с текстом . (Текст напечатан на
листах для каждого учащегося) ( Слайд №11)
Откуда взялась морфема -СЯ? В древнерусском языке краткие формы были
не только у прилагательных, но и у некоторых
местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ.
Местоимение СЯ могло находит(?)ся перед глаголом, после глагола, могло
отделят(?)ся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном
значении. Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова
в предложениях не разделяют(?)ся пробелами. Предложение представляет
собой одну непрерывную цепочку букв. В 14 веке переписчики книг стали
использовать пробелы. Но еще долгое время местоимение СЯ, СЬ, стоящее
после глагола, писали с ним то раздельно, то слитно. Примерно
с 17 века СЯ пишет(?)ся с
глаголом только слитно. Так появляет(?)ся особая морфема,
которая, как и большинство суффиксов, служит для
образования слов,но присоединяет(?)ся она не к основе, а ко всему
слову, поэтому чаще всего стоит после окончания.
( По материалам «Энциклопедии
юного филолога») -Выразительно прочитайте текст. -Что отражает заглавие текста:
тему или главную мысль? -Что нового вы узнали из текста? -Ответьте на вопрос: «Как появилась
морфема –СЯ?» В)
Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой(
Слайд №12) Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от
которых они зависят. Вставить, где требуется , пропущенные буквы. Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.) -Самопроверка по
доске. ( Слайд №13) Пока учащиеся проверяют работы
самостоятельно, учитель может взять на проверку 2-3 тетради. Могло (что делать?) находиться Могло (что делать?)
отделяться Слова (что делают) не
разделяются СЯ (что делает?)
пишется Морфема (что делает?) появляется Она (что делает?)
присоединяется -Самооценка работы учащимися. (нет
ошибок -5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3, 4-6 ошибок -2) ( Слайд №14) -В какой форме
возвратного глагола пишется Ь? -В какой форме возвратного глагола Ь не
пишется. -Перечитайте последнее предложение
текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой? В одной из школ на уроке возник похожий вопрос. У нас есть
возможность принять участие в дискуссии. 6.Знакомство с новым материалом путем вовлечения в
научную дискуссию. Презентация. На уроке русского языка. Слайды №15-26 (В ходе презентации
учащиеся должны присоединиться к мнению одной из учениц) -Чье мнение , на ваш взгляд, более убедительно? - Какая морфема называется постфиксом? (стоит в самом конце слова ,
после окончания) -Как знание терминов может пригодиться на уроках русского языка?
В жизни? 7. Итоги урока ( Слайд №27) - Ответы на вопросы, записанные на доске - Оценки за урок 8. Дом. задание. ( Слайд №28) 1. §
85 2. На
выбор: Упр 198 или написать
грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»
|
Поиск
Календарь
Другое дело ...
Чат-бот
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||