Среда, 24.04.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок русского языка "Возвратные глаголы", 6 класс

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Возвратные глаголы. Правописаниеться, тся».

Цели урока: ( Слайд №2)

1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах:  ввести термин «постфикс», познакомить с  его отличительными  признаками ,   с историей его возникновения.

2.Развивающие: развивать  устную  монологическую речь, умение анализировать  ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории   развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

ТСО: Магнитная доска с набором карточек, проектор и проекторная  доска.

Раздаточный материал: тесты, карточки с текстом.

Оформление  обычной доски: На доске записаны число , тема; три ключевых вопроса, на которые учащиеся должны ответить в конце урока.

Оформление магнитной доски: Карточки с глаголами и их значениями.

                                  Ход урока.

1.Огр.момент.

2.  Сообщение темы и целей урока.

        Тема сегодняшнего урока звучит так : «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся». Открываем тетради ,записываем число, тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим  изучение возвратных глаголов, повторим правописание глаголов на -ться, -тся, узнаем много интересного об особенностях возвратных глаголов

В конце урока вы должны ответить на три вопроса ( Слайд №3):

                      -В  какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?  

                     -Какой морфемой является  -СЯ в  возвратных глаголах?

                     -В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

3.Проверка домашнего задания. ( Слайд №4)

                 А) Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему.

1 ученик исправляет ошибки в определении значений возвратных глаголов и готовит рассказ о возвратном глаголе и его значениях, иллюстрирует ответ примерами, подобранными дома .

    (  На магнитной доске на отдельных  карточках прикреплены   глаголы и их значения в произвольном порядке)                          

                                    возвратное               мириться

                                    взаимное                  обуваться

                                    страдательное         светиться

                                    постоянное св.         выполняться

                  Б) Тест на тему «Значение возвратных глаголов» (остальные  ученики работают  с тестом.)

 Вариант 1

1.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Друзья во время работы изредка переговаривались

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

2.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Воробей купается  в луже

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

3.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Небо заволакивается тучами

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

4.Укажите значение возвратного глагола в предложении

 Крыжовник сильно колется

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

5.Укажите значение возвратного глагола в предложении

На ринге встретились боксеры.

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         Страдательное

Вариант 2

1.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Рано утром, на рассвете, умываются котята…

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

2.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Подружки сегодня поругались.

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

3.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Лес постепенно покрывается густым туманом.

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

4.Укажите значение возвратного глагола в предложении

 Бабушкина корова бодается.

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         страдательное

5.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Мой брат умеет защищаться.

·         Возвратное

·         Взаимное

·         Постоянное свойство

·         Страдательное

                 В) Устная рецензия на ответ. Учащиеся слушают монологический ответ  и рецензируют его, используя правило « 5 П» ( Слайд №5)                                 

  По плану : 1.Правильность ответа

                       2.Полнота ответа

                       3. Последовательность изложения

                       4. Примеры, подобранные самостоятельно

                       5. Правильное речевое оформление

 

4. Основная часть урока. Актуализация знаний. ( Слайд №6)

        А) Работа с таблицей. Упр194 .

      -Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в  3 л. ед. числа.

     -Вспомните орфографическое правило, которое  надо применить, чтобы правильно написать  эти возвратные глаголы?

       Б) Коллективная работа над  составлением  алгоритма применения правила  «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах» ( Слайд №7)

        -Коротко сформулируем наши действия. Что нужно сделать сначала, чтобы начать применение правила?  Каким будет второй шаг?

                   ( После коллективной работы на экране появляется алгоритм действий .Слайд №8)

5. Совершенствование орфографических навыков.

            А)  Диктант на замену. ( Слайд №9)

- Иногда в нашей жизни бывают такие ситуации, когда нам надо выразить мысль четко и коротко. Нам могут помочь в этом возвратные глаголы. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль.  Запишите полученные предложения. Объясните написание

 –ТЬСЯ , -ТСЯ , применяя алгоритм.

·         Коля никогда никого не дразнит. (Коля никогда не дразнится)

·         При встрече надо приветствовать друг друга.(При встрече надо здороваться)

·         Чувствовать обиду по пустякам некрасиво. (Обижаться по пустякам некрасиво)

( Слайд №10)- Какой темой объединены эти предложения?( правила вежливости) Давайте будем  всегда соблюдать их.

- Сравните предложения, продиктованные мной и составленные вами. В каких из них мысль выражена короче?   Благодаря чему это становится возможно? (Это происходит благодаря  морфеме СЯ, которая придает глаголу различные  добавочные значения).  

- Давайте подумаем над вопросом?  А откуда появилась морфема СЯ?

           Б) Работа с текстом . (Текст напечатан на листах для каждого учащегося) ( Слайд №11)

                              Откуда взялась морфема -СЯ?

       В древнерусском языке краткие формы были  не только  у прилагательных,   но и у  некоторых  местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ. Местоимение СЯ могло находит(?)ся  перед глаголом, после глагола, могло отделят(?)ся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном значении.

        Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяют(?)ся   пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.

       В 14  веке  переписчики книг стали использовать пробелы.   Но еще долгое время  местоимение СЯ, СЬ, стоящее после глагола, писали  с ним то раздельно,  то слитно.  Примерно с   17     века   СЯ   пишет(?)ся с глаголом только слитно.

      Так   появляет(?)ся   особая   морфема,  которая,   как   и большинство суффиксов,  служит для образования  слов,но присоединяет(?)ся она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит  после окончания.

                                  ( По материалам «Энциклопедии юного филолога»)

            -Выразительно прочитайте текст.

           -Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль?

           -Что нового вы узнали из текста?

          -Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»

                   В) Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой( Слайд №12)

Выписать  из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят.  Вставить, где требуется , пропущенные буквы.

      Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.)

               -Самопроверка по доске.   ( Слайд №13)   Пока учащиеся проверяют работы самостоятельно, учитель может взять на проверку 2-3 тетради.    

Могло   (что делать?)     находиться

Могло   (что делать?)     отделяться

Слова    (что делают)      не разделяются

СЯ          (что делает?)      пишется

Морфема (что делает?) появляется

Она       (что делает?)      присоединяется

          -Самооценка  работы учащимися. (нет ошибок -5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3, 4-6 ошибок -2)

         ( Слайд №14)  -В какой форме возвратного глагола пишется Ь?

          -В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.

          -Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа  особой морфемой?

В одной из школ на уроке  возник похожий  вопрос. У нас есть возможность принять участие  в дискуссии.

      6.Знакомство с новым материалом путем вовлечения в научную дискуссию.

Презентация. На уроке русского языка. Слайды №15-26  (В ходе презентации учащиеся должны присоединиться к мнению одной из учениц)

-Чье мнение , на ваш взгляд, более убедительно?

- Какая морфема называется постфиксом? (стоит в  самом конце слова , после окончания)

-Как знание терминов может пригодиться  на уроках русского языка?  В жизни?

    7. Итоги урока ( Слайд №27)

    - Ответы на вопросы, записанные на доске

   -  Оценки за урок

  8. Дом. задание. ( Слайд №28)

                   1. § 85

                   2. На выбор:  Упр 198  или написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»

 

 

 

            


Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz