Класс: 9
Предмет: русский язык
Тема:
урок-практикум по теме « Сложное предложение».
Тип урока:
обобщение и систематизация изученного.
Форма урока:
урок – зачёт.
Цели:
образовательные:
-опираясь на
полученные знания, обогащать словарный запас речи учащихся;
-привести в
систему знания, умения и навыки по всем видам сложного предложения;
-строить
собственные высказывания в соответствии с нормами языка.
развивающие:
- развивать
монологическую речь учащихся;
-составлять
сложные предложения разных типов;
-
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем
создаваемого текста.
воспитательные:
-воспитывать
интерес к урокам русского языка;
-соблюдать
при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет
Оборудование:
интерактивная доска; плакаты с высказываниями о знаках препинания; карточки с
индивидуальными заданиями; разноуровневый тест по П.И. Третьякову;
репродукция с картины И. Е. Репина
I.
Организационный момент.
Здравствуйте,
ребята! Сегодня мы повторим и обобщим учебный материал по теме,
которую изучали весь год « Сложное предложение». Целями урока являются:
привести в систему знания и умения по данной теме; составлять сложные
предложения разных типов; строить собственные высказывания , используя сложные
предложения.
.
II.
Повторение и обобщение изученного материала
Знаки
препинания – путеводные знаки для постижения содержания.
При
оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная
расстановка знаков препинания.
- Сколько
знаков препинания в русской пунктуации?
Всего в
русской пунктуации 9 основных знаков препинания: точка, запятая, точка с
запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак,
многоточие, скобки, кавычки.
- Что же
такое пунктуация?
Раздел
науки о языке, изучающей правильную постановку знаков препинания.
1. Сообщение учащегося о пунктуации.
Когда-то слово «пунктуация» означало буквально « постановка точек или
учение о точках». Теперь же таким словом мы называем всю систему
знаков препинания в целом.
Рождение запятой на Руси относят к 15 веку; чуть позже родилась точка с
запятой. В 16 веке появилось двоеточие, в 17 – восклицательный знак; в 18 веке
появилось сразу 5 знаков препинания: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире
и многоточие.
В наше
время знаков препинания стало еще больше. Прибавились двойные запятые (
обосабливающиеся запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие знаки
препинания. Всего знаков препинания насчитывается более десяти.
Вывод
учителя: Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, необходимо
уяснить себе, что является основанием для их использования. Это интонация
и этимология слова.
2.Сообщение
ученика.
Этимология
слова содержит в себе следующее:
1.
Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и
длительность звуков ( вопросительная интонация0.
2.
Манера произношения, отражающая какие-то чувства говорящего, тон ( угрожающий,
доброжелательный).
3.
Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса пи пении (чистая,
верная, фальшивая)
Вывод
учителя:
Но все-таки
ориентироваться на интонацию очень опасно. Тут каждый по-своему натворил бы
такого! Вспомните-ка про написание слов по слуху!
3.Обращение к
телеграмме.
Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной
делегации с текстом: «Делегация выезжает утром встречайте».
Она
вызвала недоумение. Почему? Как можно её понять?
-Так что же
лежит в основании русской пунктуации?
- Какими
признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки
препинания? ( Правилом).
Учитель: В
русской пунктуации двуединое основание. На это указывал еще великий
М.В.Ломоносов в своей «Российской грамматике» : «Знаки ставятся по силе
разума и его расположению и союзам».
III.
Обобщение пройденного материала.
Выполнение
заданий по группам.
1
группа. Сочинение- миниатюра по репродукции с картины И.Е.Репина «Бурлаки на
Волге».
2 группа.
Подобрать пословицы и поговорки, представляющие собой бессоюзное сложное
предложение с тире, объяснить знаки препинания.
1.
Не учи безделью – учи рукоделью. ( Противопоставление)
2.
Слово молвит – соловей поет. ( Сравнение)
3.
Восходит солнце – слепнут ночные птицы. (Времени)
4.
Нет умного соседа - с книгой беседуй. ( Условие)
5.
Лето припасает – зима поедает. ( Противопоставление)
3 группа.
Конструирование предложений. Простые предложения соединить в сложные
предложения различными способами, дать им характеристику.
1.
Уж зашло солнце. Начало смеркаться.
( Когда
вошло солнце, начало смеркаться).
2.
Глухо гремел гром. Подуло свежестью.
(Подуло
свежестью, когда глухо гремел гром).
3.
Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи. Чуть слышно погромыхивал
гром.
(
Громоздились тяжелые грозовые тучи, которые были далеко за Доном, и чуть слышно
погромыхивал гром).
4 группа.
Определить вид связи предложений между простыми предложениями в составе
сложного предложения, начертить схемы , расставить знаки препинания.
1.
Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне
Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А.П.Чехов)
2.
Лес стоит темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
3.
Пока мы собирались на экскурсию, началась гроза.
4.
Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум
работ умолк;
С своей
волчицею голодной
Выходит на
дорогу волк
5 группа
Расставить
знаки препинания, определить вид придаточного..
1. Но грустно думать, что напрасно была
нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.
2. Я жить хочу, чтоб мыслить и
страдать.
3. Пока не взошло солнце, дышать было
легко.
4. Снег становился все белее и ярче.
так что слепило глаза.
5. Недалеко от домика , где жил писатель,
рос огромный тополь.
6. Синтаксический разбор предложения.
Я утром
должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
(
Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным;
состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение
)
VI. Выполнение разноуровневого теста по П.И. Третьякову (на 10 мин.)
- Ребята, сейчас вы выполните разноуровневый тест по П.И.
Третьякову.
Напоминаю: вы сами выбираете задания. Если выбрали 1-2 задания, то
получаете оценку «3»; 3-4 - «4»; 4 -5 - «5». Время на выполнение
заданий отводится 10 минут.
Разноуровневый тест по технологии П.И.Третьякова на
определении обученности по теме «Сложное предложение».
9 класс
1. Дать
определение сложного предложения.
Рассказать об основных группах сложного предложения.
Привести примеры сложного предложения.
2. Найдите
предложение, в котором придаточное стоит перед главным.
Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).
1)
И колючей веткой ель в окно стучала как стучит порой спутник запоздалый.
2)
Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.
3)
Как я счастлив сознавать что понимаю теперь песенку любой птицы следы зверюшек.
4)
После того как я стал много читать я многое узнал о жизни.
5)
Это я придумал соловья чтоб вздохнула милая моя.
6)
Земля еще как смутный негатив она никак не может проявиться.
3. Вставьте подходящее по смыслу союз
или союзное слово.
Грош
цена тому, … не может сломить дурной привычки.
А)
который Б) кто В)
если Г) когда
4.
Необходимы запятые на месте цифр.
Надо сказать
(1) что произведения Чаадаева охотно печатали (2) в те периоды (3) когда в
русском обществе бурлила жизнь (4) и запрещали (5) когда царил застой и
реакция.
А) 1,3,5
Б) 2,4 В)
1,2 Г) 1,3,4,5
5. Составьте
текст проблемной статьи на одну их тем:
1. «Почему
надо быть вежливым?»;
2. «Что
такое дружба?»;
3. «Хочу
умыться – воды нет»;
4. «Поставил
чайник – выключили свет».
Используйте сложные
предложения с разными видами связи.
V. Проверка
выполнения разноуровневого теста.
Вывод учителя: ребята, вы все справились с тестом. Подведем итоги.
На «3»
справились 5человек; на «4» -15 человек; на «5» - 5 человек.
VI. Домашнее задание: задания по
группам. 1 группа придумает 4 предложения с различными видами
связи; 2 группа – придумает и запишет 4 бессоюзных предложения с
различными знаками препинания; 3 группа произведет синонимическую замену
простых предложений , осложнённых обособленными определениями и
обстоятельствами в сложные предложения.
VII.
Итог урока.
Слова К.Г.Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
« Январь 2025 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31