Четверг, 14.11.2024, 06:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 159
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погорелова Е.Г.

Класс: 9   

Предмет: русский язык

Тема: урок-практикум по теме « Сложное предложение».

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Форма урока: урок – зачёт.

Цели:

          образовательные:

-опираясь на полученные знания, обогащать   словарный запас речи учащихся;

-привести в систему знания, умения и навыки по всем видам сложного предложения;

-строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка.

          развивающие:

- развивать монологическую речь учащихся;

-составлять сложные предложения разных типов;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста.

        воспитательные:

-воспитывать интерес к урокам русского языка;

-соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет

 

Оборудование: интерактивная доска; плакаты с высказываниями о знаках препинания; карточки с индивидуальными заданиями; разноуровневый тест по П.И. Третьякову; репродукция с картины И. Е. Репина

 

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторим и обобщим учебный материал по теме, которую изучали весь год « Сложное предложение». Целями урока являются: привести в систему знания и умения по данной теме; составлять сложные предложения разных типов; строить собственные высказывания , используя сложные предложения.

.

II. Повторение и обобщение изученного материала

 

 Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания.

 

При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, осмысленная расстановка знаков препинания.

 

- Сколько знаков препинания в русской пунктуации?

Всего в русской пунктуации 9 основных знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

 

- Что же такое пунктуация?

 Раздел науки о языке, изучающей правильную постановку знаков препинания.

 

1.     Сообщение учащегося о пунктуации.

    Когда-то слово «пунктуация» означало буквально « постановка точек или учение о точках». Теперь же таким словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.

 

   Рождение запятой на Руси относят к 15 веку; чуть позже родилась точка с запятой. В 16 веке появилось двоеточие, в 17 – восклицательный знак; в 18 веке появилось сразу 5 знаков препинания: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.

 В наше время знаков препинания стало еще больше. Прибавились двойные запятые ( обосабливающиеся запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие знаки препинания. Всего знаков препинания насчитывается более десяти.

 

Вывод учителя: Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, необходимо уяснить себе, что является основанием для их использования. Это интонация и этимология слова.

 

 2.Сообщение ученика.

 

Этимология слова содержит в себе следующее:

1.      Звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звуков ( вопросительная интонация0.

2.      Манера произношения, отражающая какие-то чувства говорящего, тон ( угрожающий, доброжелательный).

3.      Точность звучания музыкального инструмента при игре или голоса пи пении (чистая, верная, фальшивая)

 

 Вывод учителя:

Но все-таки ориентироваться на интонацию очень опасно. Тут каждый по-своему натворил бы такого! Вспомните-ка про написание слов по слуху!

3.Обращение к телеграмме.

 

     Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации с текстом: «Делегация выезжает утром встречайте».

 

 Она вызвала недоумение. Почему? Как можно её понять?

 

-Так что же лежит в основании русской пунктуации?

- Какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? ( Правилом).

 

Учитель: В русской пунктуации двуединое основание. На это указывал еще великий М.В.Ломоносов в своей «Российской грамматике» : «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам».

 

III. Обобщение пройденного  материала.

 

Выполнение заданий по группам.

 

 1 группа. Сочинение- миниатюра по репродукции с картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

 

2 группа. Подобрать пословицы и поговорки, представляющие собой бессоюзное сложное предложение с тире, объяснить знаки препинания.

 

1.      Не учи безделью – учи рукоделью. ( Противопоставление)

2.      Слово молвит – соловей поет. ( Сравнение)

3.      Восходит солнце – слепнут ночные птицы. (Времени)

4.      Нет умного соседа - с книгой беседуй. ( Условие)

5.      Лето припасает – зима поедает. ( Противопоставление)

 

3 группа. Конструирование предложений. Простые предложения соединить в сложные предложения различными способами, дать им характеристику.

          

1.      Уж зашло солнце. Начало смеркаться.

( Когда вошло солнце, начало смеркаться).

2.      Глухо гремел гром. Подуло свежестью.

(Подуло свежестью, когда глухо гремел гром).

3.      Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи. Чуть слышно погромыхивал гром.

( Громоздились тяжелые грозовые тучи, которые были далеко за Доном, и чуть слышно погромыхивал гром).

 

4 группа. Определить вид связи предложений между простыми предложениями в составе сложного предложения, начертить схемы , расставить знаки препинания.

 

1.      Весь день хотелось пить, и Гуров часто заходил в павильон и предлагал Анне Сергеевне то воды с сиропом, то мороженого. (А.П.Чехов)

2.      Лес стоит темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

3.      Пока мы собирались на экскурсию, началась гроза.

4.      Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчицею голодной

Выходит на дорогу волк  

5 группа

Расставить знаки препинания, определить вид придаточного..

 

1.     Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.

2.     Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3.     Пока не взошло солнце, дышать было легко.

4.     Снег становился все белее и ярче. так что слепило глаза.

5.     Недалеко от домика , где жил писатель, рос огромный тополь.

 

6.     Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

 ( Повест,, невоскл.. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение )

 

VI. Выполнение разноуровневого теста по П.И. Третьякову (на 10 мин.)

 - Ребята, сейчас вы выполните разноуровневый тест по П.И. Третьякову.

Напоминаю: вы сами выбираете задания. Если выбрали 1-2 задания, то получаете оценку «3»; 3-4 - «4»; 4 -5 - «5». Время на выполнение заданий отводится 10 минут.

 

 

Разноуровневый тест по технологии П.И.Третьякова на определении обученности по теме «Сложное предложение».

 

9 класс

 

1.     Дать определение сложного предложения.

Рассказать об основных группах сложного предложения.

Привести примеры сложного предложения.

 

2.     Найдите предложение, в котором придаточное стоит перед главным.

Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не расставлены).

 

1)      И колючей веткой ель в окно стучала как стучит порой спутник запоздалый.

2)      Осенью как водится бывает по ночам много падающих звезд.

3)      Как я счастлив сознавать что понимаю теперь песенку любой птицы следы зверюшек.

4)      После того как я стал много читать я многое узнал о жизни.

5)      Это я придумал соловья чтоб вздохнула милая моя.

6)      Земля еще как смутный негатив она никак не может проявиться.

3.     Вставьте подходящее по смыслу союз или союзное слово.

 Грош цена тому, … не может сломить дурной привычки.

А) который    Б) кто       В) если           Г) когда

4. Необходимы запятые на месте цифр.

 

Надо сказать (1) что произведения Чаадаева охотно печатали (2) в те периоды (3) когда в русском обществе бурлила жизнь (4) и запрещали (5) когда царил застой и реакция.

 

А) 1,3,5         Б) 2,4           В) 1,2          Г) 1,3,4,5

5. Составьте текст  проблемной статьи на одну их тем:

1. «Почему надо быть вежливым?»;

2. «Что такое дружба?»;

3. «Хочу умыться – воды нет»;

4. «Поставил чайник – выключили свет».

 

Используйте сложные предложения с разными видами связи.

 

V. Проверка выполнения разноуровневого теста.

           Вывод учителя: ребята, вы все справились с тестом. Подведем итоги.

На «3» справились 5человек; на «4» -15 человек; на «5» - 5 человек.

 

VI. Домашнее задание: задания по группам. 1 группа придумает 4 предложения с различными видами связи; 2 группа – придумает и запишет 4 бессоюзных предложения  с различными знаками препинания; 3 группа произведет синонимическую замену простых предложений , осложнённых обособленными определениями и обстоятельствами в сложные предложения.

 

 

 VII. Итог урока.

 Слова К.Г.Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

 

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz