Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Урок русского языка "Полные и краткие прилагательные"Тема: «Полные и краткие имена прилагательные» Ход
урока I. Организационный
момент (3 мин) 1.
Эмоциональный настрой - Здравствуйте! Сегодня
у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь.
На друг друга посмотрите и пожелайте своей улыбкой хорошее настроение соседу. 2. Мотивация -
Сегодня мне хотелось
бы начать урок такими строками.
Это строки из
стихотворения «Весна» Алексея Жемчужникова - Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок?
Посмотрите в окно, какое время года сейчас? (потому что сейчас
весна) А ещё у вас было
домашнее задание. Какое? Действительно.
Сейчас середина марта, но уже у всех весеннее настроение, которое
улучшится, когда мы проверим домашнее задание.
ДОМАШЕЕ ЗАДАНИЕ Учащиеся по желанию читают
получившиеся сочинения – миниатюры, называя имена прилагательные.
Пока погода не совсем напоминает нам весну, но солнце светит ярче, воздух
становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то
нового. Листочки на деревьях начинают распускаться. Сегодня на уроке мы с вами
попробуем приблизить весну. У вас на столах лежат карточки с деревьями.
За каждый правильный ответ я вам даю листочек, которым вы украсите свои
деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными.
1.
Актуализация ранее изученного
1 объяснить,
какую орфограмму встретили и почему, вставить пропущенные буквы:
К чужо…му берегу,
(по) весенн..му небу, душ..стый аромат, ж..лтенький ц..плёнок, над звонким ключ..м.
2. Выполняет морфемный разбор слов
Ясная,
чудесный, пришкольный, скворцами
- Над какой
частью речи мы работаем с вами несколько уроков? - Что знаете об имени прилагательном? - Назовите
начальную форму имени прилагательного (м.р., ед. ч., им. п.) - С какой
частью речи связано имя прилагательное? ( с именем существительным) Хорошо. II. Основная часть -А сейчас откройте рабочие тетради и запишите число:
«Пятнадцатое марта. Классная работа». Для темы оставьте 1 строчку. (ДОСКА) 1.
Орфографический диктант.
На свежем
воздухе, за последней дачей, над весёлой рощей, у большого дерева, о могучем
дубе, о хорошей погоде, лучшего дня, пение
скворцов, пахучего ландыша. - На какое
правило встретились слова? ( Буквы о-е
после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных и окончаниях существительных.) - Когда
пишется о, а когда е в окончаниях
прилагательных? - Какие
ещё изученные вами правила встретились в этом диктанте? -
правописание предлогов, правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных,
непроверяемые.
2.
Изучение нового - А теперь я вновь хочу обратиться к
стихотворению поэта А. Жемчужникова. На доску прикреплён листок, на котором
написаны строки из стихотворения. Встречаются ли здесь имена прилагательные? Выпишем их. ВЕСЁЛАЯ, ЖИЗНЕННОЙ, МОЛОДАЯ.
А есть ли ещё прилагательные? - Какие
слова похожи на прилагательные? - К какой части
речи они относятся? - Они похожи на прилагательные. Запишем в рабочую тетрадь эти слова : полна , красива - Что происходит с полными прилагательными? - Они становятся короткими, у них нулевое окончание. -
Правильно. Прилагательные
бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше,
назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде
окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание «а».
III. Изучение нового материала. (15 мин) -
Какой будет тема урока? - Запишите тему урока «Полные и краткие имена прилагательные». Цели: На
уроке мы с вами должны не только повторить изученные
сведения по теме «Имя прилагательное», но и познакомимся
с понятиями «краткие и полные прилагательные»; научимся изменять полные
прилагательные на краткие прилагательные, а также узнать, какие же
признаки есть у полных и кратких прилагательных и какую роль играют в
предложении. - Ребята, на партах у каждого лежат таблицы, они пока
пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о
прилагательных, которые выясним на сегодняшнем уроке. По разминке мы с вами определили, что прилагательные бывают
полными и краткими, запишем это в нашу таблицу.(заполняем таблицу)!
2. Теперь посмотрим, на какие вопросы отвечают прилагательные. Чтение
по предложениям. Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (какова?) и хороша
(какова?) весна в лесу. Это теплый (какой?) отблеск первого весеннего (какого?)
солнышка на стволах высоких (каких?) деревьев. Это светлые (какие?) блики в густых (в каких?) кронах, пробивающиеся к земле лучи. - К полным прилагательным мы задаем
вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие? -
К кратким прилагательным мы задаем вопрос: Каков? Какова?
Каково? Каковы? !(заполняем в таблицу)! 2. Давайте посмотрим, по каким признакам изменяются полные и краткие
прилагательные. - Что можем определить у полного прилагательного? Посмотрим на второе
предложение. Какие признаки есть у краткого прилагательного? Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (ж.р., в ед.ч.) и хороша (ж.р.,
в ед.ч.) весна в лесу. Это теплый (м.р., в ед.ч., в И.п.) отблеск первого
весеннего (ср.р., в ед.ч., в Р.п.) солнышка на стволах высоких (во мн.ч., в Р.п.)
деревьев. Это светлые (во мн.ч., в
И.п.) блики в густых (во мн.ч., в П.п.) кронах,
пробивающиеся к земле лучи.
- Таким образом, полные прилагательные изменяются по родам, числам и
падежам, а краткие только по родам и числам.
3. Давайте подчеркнем прилагательные
как члены предложения. Хорошо в весеннем лесу Прекрасна (сказуемое) и хороша (сказуемое) весна в лесу. Это теплый(определение)
отблеск первого весеннего (определение) солнышка на стволах высоких
(определение) деревьев. Это светлые(определение) блики в густых (определение)
кронах, пробивающиеся к земле лучи.
- Таким образом, полные прилагательные подчеркиваем как определения, а
краткие – сказуемым. !(заполняем таблицу)! - Ребята, наша таблица заполнена.Эта
таблица поможет нам на уроке.
Физминутка . Гимнастика для глаз.
IV. Закрепление
изученного материала (12мин) - Вот вы отдохнули, теперь
давай наши знания, которыемы получили, применим на практике. Выполним первое
задание: 1) –Нам необходимо при
выполнении первого задания научиться заменять полную форму имен прилагательных
краткой. Мы записываем в тетрадь полное прилагательное и через дефис записываем краткую форму: 1 человек у доски, потом по цепочке. Свободный (-свободен), полезный (-полезен),
важный (-важен), нежный (нежен), страшный (-страшен), искренний (-искренен),
звонкий (-звонок), сладкий (-сладок),мягкий (-мягок), хитрый (-хитер), острый
(-остер), умный (-умен),
Обратите
внимание на следующие краткие формы имён
прилагательных: жгучий
(-жгуч), свежий (-свеж), лёгкий (-легок),
близкий (-близок), низкий (-низок), горячий (-горяч)(проверка) (обратите внимание на орфографию,
посмотрите на стр.235 и запомните, что на конце кратких прилагательных с
основой на шипящую мягкий знак не пишется: горячий - горяч) Запись в тетрадь для правил. 2) - Научились
заменять форму полного прилагательного на форму краткого прилагательного? (да).
Хорошо, идем дальше! - Теперь
творческое задание. Сейчас вас ждет небольшая творческая работа, с помощью которой вы
научитесь употреблять краткую форму прилагательной в письменной и устной речи.
Вам необходимо составить небольшой рассказ, вставляя вместо пропусков краткие
прилагательные. … ранний весенний
день! Воздух …, …., … . Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и
опять исчезнет. Слова
для справок. Хороший, свежий, прозрачный,
чистый, горячий, яркий, порывистый,
веселый, бодрый. Ответ: Хорош ранний
весенний день! Воздух свеж, прозрачен,
чист. Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет.
Теперь
прочитаем получившийся текст.
1. Какой текст интереснее? (текст, в котором
используются краткие прилагательные) 2. Что делает его таким? (краткие прилагательные) 3. С какой целью используются прилагательные в
предложении. (делают ярким наш рассказ) V. Итоги (2мин) Теперь, используя весенние зарисовки, придумайте краткие имена
прилагательные. расскажем чему мы
научились. (ДОСКА ФОТО) 1. Какие бывают формы имени прилагательного? 2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению? 3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях: 4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и
каким членом предложения может выступать краткое прилагательное? VI. Рефлексия. (2 мин) - А сейчас сделайте вывод:
какую роль играют имена прилагательные краткие и полные в нашей речи Дополняют,
украшают, уточняют - Итак, наш урок подошёл к концу: поднимите
руки, у кого распустилось дерево.
Все у кого сегодня распустилось дерево,
смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно
больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто
сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться,
взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих
занятиях их не было. -
Спасибо за урок! Всего доброго!
|
Поиск
Календарь
Другое дело ...
Чат-бот
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||