Пятница, 19.04.2024, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Праздник славянской письменности

Праздник славянской письменности и культуры

(для учащихся 5-6 классов)

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса»
И.О. Тургенев 

Ведущий

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
 «Нам не нужна война!»

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: " Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: "Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские : "Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других”.

Ученики 1

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

Ученик 2

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / "Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?

Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные "русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки "кириллицы”.

– Почему она так называлась? /Ответы детей/

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Ученик 3

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 4

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 5

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий

http://e-micon.ru/images/24_maya_sm.jpgИтак, 24 мая во всех славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен памяти святых апостолов Кирилла и Мефодия, ученых и просветителей, основоположников славянской письменности.

У праздника много названий - День славянской письменности и культуры, День памяти первоучителей, День равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но смысл его остается неизмененным. Он - в обращении к Слову, первооснове духовного единения народов.

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки.

В России он тоже был церковным праздником. В 1863 году было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая(24 мая по новому стилю).

В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности», впервые был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде, Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской письменности и культуры».

http://e-micon.ru/images/cyril_and_methodius_sm.jpgВ начале 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». А в 1992 году в Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и Мефодию. Создатель памятника - скульптор В.М. Клыков.

В наше время День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно-церковным праздником.

Ученик 6

Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.

Ведущий

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать славянские буквы.

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться . Ему стал помогать старший брат.

-Первая книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/

– Это событие произошло в … /863 году/

– На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/

– Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/

С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

http://festival.1september.ru/articles/101351/img2.gif

Рис. 2

Задание: Кто пойдет и расшифрует предложение?

Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).

http://festival.1september.ru/articles/101351/img3.gif

Рис. 3

( "Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались , чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том , чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/

– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

http://festival.1september.ru/articles/101351/img4.gif

Рис. 4

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Аз-я;

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

И – и;

Како – как ;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?

– Аз.

– Не зря созданы пословицы:

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

/Дети говорят или читают пословицы об учении./

Игра "Собери пословицу”

/От каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью пословицы./

Задание: составить целую пословицу.

5 А класс

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

5 Б класс

Хорошую книгу читать не в тягость.

Испокон века растит человека.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

6 А класс

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

6 Б класс

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

"Аз, буки, веди, страшны как медведи.”

"Азбуку учат на всю избу кричат.”

– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?

/Дети называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки,потешки и т.д./

– Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.

4. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

– Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.

/Обращаясь к одному ученику/

– Что лучше: вишня или слива?

– Вишня.

– Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./

– Слива, слива.

– Пуговица красивая.

/И другие приставалки./

Далее проводятся конкурсы и игры.

  • Конкурс дразнилок.
  • Конкурс народных частушек.

Заключение

Ученик

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Игра – конкурс "Составь слово”

/ Приглашаются по четыре человека от каждого класса /

Задание: из предложенных букв составить слово.

5 А кл. – земля

5 Б кл. – Родина

6 А кл. – славяне

6 Б кл. – праздник

Ведущий

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

/Награждение активных участников фестиваля./

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz