Праздник славянской письменности и
культуры
(для учащихся
5-6 классов)
(Зал
оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными
современным славянским шрифтом).
«Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса»
И.О. Тургенев
Ведущий
В
классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
«Нам не нужна война!»
В
это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.
Было
такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв.
Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались…
/рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал,
символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: " Нашли хазары
полян в лесах, и сказали хазары: "Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с
каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам.
Сказали старейшины хазарские : "Не добра эта дань, мы доискались ее оружием
односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать
дань с нас и других”.
Ученики
1
Оглянись
на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ученик
2
В
монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Ведущий
–
Как называется запись событий по годам? /Летопись/
–
Как называется одна из первых летописей на Руси? / "Повесть временных лет”/
–
Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/
–
Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?
Предполагают,
что уже в IX веке были книги, написанные "русскими буквами”. Но до нас они не
дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской
азбуки "кириллицы”.
–
Почему она так называлась? /Ответы детей/
/Звучит
колокольный звон в аудиозаписи/
Ученик
3
По
широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ученик
4
Вспоминают
Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Ученик
5
Все
народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Ведущий
Итак, 24 мая во
всех славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры. Этот
день посвящен памяти святых апостолов Кирилла и Мефодия, ученых и
просветителей, основоположников славянской письменности.
У
праздника много названий - День славянской письменности и культуры, День памяти
первоучителей, День равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но смысл его остается
неизмененным. Он - в обращении к Слову, первооснове духовного единения народов.
История
праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI
веках. Праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в
следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в
праздник созданной ими азбуки.
В
России он тоже был церковным праздником. В 1863 году было принято
постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая(24
мая по новому стилю).
В
1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия,
день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности»,
впервые был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде,
Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое
распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской
письменности и культуры».
В начале
1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о
ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». А в 1992 году в
Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и
Мефодию. Создатель памятника - скульптор В.М. Клыков.
В
наше время День славянской письменности и культуры является единственным в
России государственно-церковным праздником.
Ученик
6
Сия
зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.
Ведущий
Младший
брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать
славянские буквы.
Прошли
годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего
брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо
перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что
читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться . Ему стал
помогать старший брат.
-Первая
книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/
–
Это событие произошло в … /863 году/
–
На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/
–
Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/
С
тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма
азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.
Славянский
алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица
это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что
глаголица существовала еще до Кирилла.
Вот
перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками
обозначались буквы (рис. 1).
Рис. 1
Этими
значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте
это слово: (рис. 2).
Рис. 2
Задание: Кто пойдет и
расшифрует предложение?
Если
какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).
Рис. 3
(
"Солнце всех солнц есть сердце”)
–
Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о
создании алфавита. Они постарались , чтобы каждая буква первой славянской
азбуки была простой и четкой. Они помнили о том , чтобы человек, едва увидев
букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
Часть
букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи
тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со
старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/
–
Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).
Рис. 4
Если
прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему
он так назван?
/альфа + бета/вета/ = алфавит/
Так
сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.
А
теперь прочитаем название букв славянского алфавита.
Так
почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?
–
Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.
Аз-я;
Буки– буквы, книги;
Веди – ведать,
знать;
Глаголь – говорю,
слово;
Добро – добро;
Есть– есть;
Живете – жизнь;
Земля– земля;
И – и;
Како – как ;
Люди – люди;
Мыслите – мыслите;
–
Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что
хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое
важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь
найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
/Я,
книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я
– буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./
То
есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
Так
какая первая буква?
–
Аз.
–
Не зря созданы пословицы:
Сперва
АЗ да БУКИ, потом и науки.
/Дети
говорят или читают пословицы об учении./
Игра
"Собери пословицу”
/От
каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью
пословицы./
Задание: составить целую
пословицу.
5
А класс
Ум
без книги, как птица без крыльев.
Что
писано пером, не вырубишь топором.
Не
красна птица пером, красна умом.
5
Б класс
Хорошую
книгу читать не в тягость.
Испокон
века растит человека.
Золото
добывают из земли, а знания с книги.
6
А класс
Не
на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное
слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный
труд удить без крючка и учиться без книги.
6
Б класс
Книга
для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга
в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб
питает тепло, а книга питает разум.
–
Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.
"Аз,
буки, веди, страшны как медведи.”
"Азбуку
учат на всю избу кричат.”
–
Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым
братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Солунские братья – гордость всего славянского народа.
Ведь
благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.
В
каких произведениях мы встречаем мудрые слова?
/Дети
называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки,
частушки,потешки и т.д./
–
Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.
1.
Русская:
Был
я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/
2.
Украинская:
Нас
семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/
3.
Сербская:
Когда
видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.
4.
Чешская:
Белые
пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/
5.
Словацкая:
Кого
бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./
6.
Белорусская:
Маленький,
легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/
7.
Польская:
В
нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./
8.
Болгарская:
От
одного очага весь свет греется. /Солнце./
–
Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как
приставалки.
/Обращаясь
к одному ученику/
–
Что лучше: вишня или слива?
–
Вишня.
–
Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./
–
Слива, слива.
–
Пуговица красивая.
/И
другие приставалки./
Далее
проводятся конкурсы и игры.
- Конкурс
дразнилок.
- Конкурс
народных частушек.
Заключение
Ученик
Буква
к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Игра
– конкурс "Составь слово”
/
Приглашаются по четыре человека от каждого класса /
Задание:
из
предложенных букв составить слово.
5
А кл. – земля
5
Б кл. – Родина
6
А кл. – славяне
6
Б кл. – праздник
Ведущий
Так
восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
/Награждение
активных участников фестиваля./