Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Праздник славянской письменностиПраздник славянской письменности и
культуры (для учащихся
5-6 классов) (Зал
оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными
современным славянским шрифтом). «Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, Ведущий В
классе уютном, просторном В
это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Было
такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв.
Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались…
/рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал,
символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: " Нашли хазары
полян в лесах, и сказали хазары: "Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с
каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам.
Сказали старейшины хазарские : "Не добра эта дань, мы доискались ее оружием
односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать
дань с нас и других”. Ученики
1 Оглянись
на предков наших, Ученик
2 В
монастырской келье узкой, Ведущий –
Как называется запись событий по годам? /Летопись/ –
Как называется одна из первых летописей на Руси? / "Повесть временных лет”/ –
Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/ –
Писал он уже буквами. Когда же появились буквы? Предполагают,
что уже в IX веке были книги, написанные "русскими буквами”. Но до нас они не
дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской
азбуки "кириллицы”. –
Почему она так называлась? /Ответы детей/ /Звучит
колокольный звон в аудиозаписи/ Ученик
3 По
широкой Руси – нашей матушке Ученик
4 Вспоминают
Кирилла и Мефодия, Ученик
5 Все
народы, что пишут кириллицей, Ведущий Итак, 24 мая во
всех славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры. Этот
день посвящен памяти святых апостолов Кирилла и Мефодия, ученых и
просветителей, основоположников славянской письменности. У
праздника много названий - День славянской письменности и культуры, День памяти
первоучителей, День равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но смысл его остается
неизмененным. Он - в обращении к Слову, первооснове духовного единения народов. История
праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI
веках. Праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в
следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в
праздник созданной ими азбуки. В
России он тоже был церковным праздником. В 1863 году было принято
постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая(24
мая по новому стилю). В
1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия,
день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности»,
впервые был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде,
Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое
распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской
письменности и культуры». В начале
1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о
ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». А в 1992 году в
Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и
Мефодию. Создатель памятника - скульптор В.М. Клыков. В
наше время День славянской письменности и культуры является единственным в
России государственно-церковным праздником. Ученик
6 Сия
зримая мала книжица Ведущий Младший
брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать
славянские буквы. Прошли
годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего
брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо
перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что
читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться . Ему стал
помогать старший брат. -Первая
книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/ –
Это событие произошло в … /863 году/ –
На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/ –
Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/ С
тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма
азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием. Славянский
алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица
это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что
глаголица существовала еще до Кирилла. Вот
перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками
обозначались буквы (рис. 1). Рис. 1 Этими
значками можно было записать простые слова. Расшифруйте
это слово: (рис. 2). Рис. 2 Задание: Кто пойдет и
расшифрует предложение? Если
какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3). Рис. 3 (
"Солнце всех солнц есть сердце”) –
Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о
создании алфавита. Они постарались , чтобы каждая буква первой славянской
азбуки была простой и четкой. Они помнили о том , чтобы человек, едва увидев
букву, сразу бы захотел овладеть письмом. Часть
букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи
тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со
старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/ –
Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4). Рис. 4 Если
прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему
он так назван? /альфа + бета/вета/ = алфавит/ Так
сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка. А
теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так
почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой? –
Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу. Аз-я; Буки– буквы, книги; Веди – ведать,
знать; Глаголь – говорю,
слово; Добро – добро; Есть– есть; Живете – жизнь; Земля– земля; И – и; Како – как ; Люди – люди; Мыслите – мыслите; –
Почему буквы стоят именно в таком порядке? Что
хотели сказать потомкам создатели азбуки? Какое
важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий? Попытайтесь
найти след тайных слов азбуки. Составим текст. /Я,
книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю. Я
– буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./ То
есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли. Так
какая первая буква? –
Аз. –
Не зря созданы пословицы: Сперва
АЗ да БУКИ, потом и науки. /Дети
говорят или читают пословицы об учении./ Игра
"Собери пословицу” /От
каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью
пословицы./ Задание: составить целую
пословицу. 5
А класс Ум
без книги, как птица без крыльев. Что
писано пером, не вырубишь топором. Не
красна птица пером, красна умом. 5
Б класс Хорошую
книгу читать не в тягость. Испокон
века растит человека. Золото
добывают из земли, а знания с книги. 6
А класс Не
на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать. Сказанное
слово – было да нет, а написанное живет век. Напрасный
труд удить без крючка и учиться без книги. 6
Б класс Книга
для ума, что теплый дождь для всходов. Книга
в счастье украшает, а в несчастье утешает. Хлеб
питает тепло, а книга питает разум. –
Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки. "Аз,
буки, веди, страшны как медведи.” "Азбуку
учат на всю избу кричат.” –
Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым
братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь
благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости. В
каких произведениях мы встречаем мудрые слова? /Дети
называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки,
частушки,потешки и т.д./ –
Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов. 1.
Русская: Был
я копан, 2.
Украинская: Нас
семь братьев. 3.
Сербская: Когда
видишь, то ее не видишь, 4.
Чешская: Белые
пчелы на землю сели, 5.
Словацкая: Кого
бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./ 6.
Белорусская: Маленький,
легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/ 7.
Польская: В
нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./ 8.
Болгарская: От
одного очага весь свет греется. /Солнце./ –
Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как
приставалки. /Обращаясь
к одному ученику/ –
Что лучше: вишня или слива? –
Вишня. –
Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./ –
Слива, слива. –
Пуговица красивая. /И
другие приставалки./ Далее
проводятся конкурсы и игры.
Заключение Ученик Буква
к букве – будет слово, Игра
– конкурс "Составь слово” /
Приглашаются по четыре человека от каждого класса / Задание:
из
предложенных букв составить слово. 5
А кл. – земля 5
Б кл. – Родина 6
А кл. – славяне 6
Б кл. – праздник Ведущий Так
восславим эти буквы! /Награждение
активных участников фестиваля./
|
Поиск
Календарь
Другое дело ...
Чат-бот
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||