Четверг, 06.10.2022, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ ООШ №11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 116
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок "Декоративное искусство в современном обществе"

 «Декоративное искусство в современном мире» Урок 3.

ТемаГреческая керамика.  

Цель: Развитие навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с произведениями Древней Греции.

Задачи: сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чёрнофигурных и краснофигурных), их форме, декоре;

развивать творческую и познавательную активность средствами АМО;  развивать оформительские навыки учащихся в создании аппликации на заданную тему, аккуратность;самоанализ при выполнении работы;

развивать умение работать в парах; продолжить работу по формированию навыков "осмысленной” работы с получаемой информацией;

мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства Древней Греции;  воспитывать интерес к мировой культуре  и искусству;

Понятия: Чернофигурные, краснофигурные, амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы.

Оборудование для учителя: демонстрационный материал, презентация «Греческая вазопись», заготовки для практической работы,  рисунки греческих ваз (работы учащихся);

Материалы для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, альбом, красная и чёрная гуашь.

Музыкальный ряд: греческая народная музыка, «Сиртаки» и т.д.

Технология:   развитие критического  мышления.

Приёмы:

- прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма организации урока: практическая работа.

Методы: наглядные, словесные, практические.

          Данный урок – по теме «Греческая керамика» из раздела  «Декоративное искусство в современном мире», 3 четверть. Всего на эту тему отведено 1 урок.

Эффективность подобного урока определяется:

-достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;

-обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;

-четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;

-обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;

-наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.

   

Ход урока:

1 этап. Мобилизирующий этап. 

(Вступление)- моё

Учитель: ребята сегодня я предлагаю вам поучаствовать в археологических раскопках.  

(Звучит музыка «Сиртаки»)

Учитель:- Ребята, вам знакомо это музыкальное произведение?

Ответ:

- Кто знает как она называется?

Ответ:

Учитель:- А в какой стране оно является самым популярным?

Ответ: (В Греции)

Учитель: -Так куда же приглашает нас эта музыка на раскопки?

Ответ:

Слайд №1  «Загадочная Греция»

Слайд №2  (слова)

Учитель:- Как вы думаете, почему говоря о Греции на память нам приходят эти слова?

Ответ:

Учитель:- Культура Древней Греции необычайно богата.

Ответ:

Учитель: - Как по - вашему, что находят археологи в Греции.

Слайд №3 (раскопки)  

Слайд №4 (вазы 6-5 века)  

Учитель: Вот с такими уникальными керамическими изделиями Древней Греции, я и предлагаю вам сегодня познакомиться.

Учитель: Как вы думаетепочему эти изделия называются керамическими?

Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.

Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика в изучении данной темы.

После вводного знакомства с текстом (история, 5 класс стр.167-168 - карточки),

- Что вы знаете о Греции из истории?

- У вас на партах лежат карточки №1, ознакомьтесь с их содержанием.

 

Карточка №1

Район, где жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы,  назывался Керамик.

Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами.

- Как назывался  район, где жили гончары? («Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожженной глины).

Учитель:- Если суммировать полученные знания, какова тема нашего урока.

Ответ: Греческая керамика

На доске тема урока закрыта (греческим орнаментом)

Учитель: - А вы знаете, что Греческая керамика таит в себе много тайн?

Ответ:

-А какие это тайны?

Ответ:

Как вы думаете, а у нас с вами получится разгадать загадки греческой керамики?

Ответ:

- Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?

Ответ:

Учитель: Какой бы результат вы хотели бы получить в конце урока?

Ответ:

Фаза 4.  Интерактивная лекция. Рассказ учителя, работа с карточками. Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Греческая керамика».

Учитель: А теперь посмотрите на эти вазы, сделанные мной из бумаги. Какую особенность вы можете отметить?

Ответ: Разнообразие форм.

Учитель: Ох, уж эти греки, они во всём следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить назначение этих ваз.

- Какой из сосудов пригоден для хранения зерна, растительного масла, мёда? И почему?

Ответ: Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками.

Учитель: А из какого сосуда греки пили вино?

Ответ: Из килики. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, её удобно держать.

Учитель: Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

Ответ: Кратер. Он объёмный.

Учитель: За пресной водой надо было ходить к источнику, роднику. В каком сосуде было удобнее нести её домой?

Ответ: В гидрии – у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель: Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения душистого масла.

- А почему ручка одна и длинная?

Ответ: спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.

Учитель: Лекифы, как правило украшались изображениями спортивных состязаний.

Учитель: А как эти предметы можно назвать одним словом?

Ответ: сосуды, посуда.
Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»-  на латинском  языке- «ВАЗЫ», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»

Слайд №5 (чёрнофигурные и краснофигурные вазы)

Учитель: Вглядитесь в росписи двух ваз.  (Показывает изображения росписей чёрнофигурных и краснофигурных ваз.)

-Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: На одних чёрные фигуры, на других – красные.

Учитель: Значит, какие бывают греческие вазы?

Ответ: Чёрнофигурные и краснофигурные.

Учитель: Как вы думаете, какая роспись возникла раньше?

Карточка №2

Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшаличернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называюткраснофигурными. Чёрный лак блестит на солнце и не тускнеет от времени.

Ответ: Чёрнофигурные

Почему вы так считаете?

Ответ: Эти росписи более простые.

Слайд №6 (орнамент)

Учитель: - В начале преобладали вазы со строгим геометрическим орнаментом. Потом появился растительный орнамент. В конце 7 начале 6 века до н.э. в чернофигурной росписи происходят значительные изменения.

Сами фигуры оставляют в тёплом цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком.

Учитель: Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями.

- Это позволяет объёмнее изображать фигуры в пространстве, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны, более свободно изображать фигуры людей и животных.

 Слайд №8 (сюжеты)

Учитель: Какие сюжеты брали мастера для своей вазописи?

Ответ: Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.

 

Фаза 5 Актуализация знаний Слайд №9  (Викторина)

Фаза 6. Практическая работа. Индивидуальная, коллективная (аппликация, живопись)

Слайд №9 

Учитель: Древнегреческий раб, прославившийся как философ Эзоп, сказал: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться»

- А вы умеете трудиться?

 - Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в Греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.

  - У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи.

- При этом вы должны учесть следующее:

Самостоятельный  выбор сюжета  росписи и цвета.

- Уважаемые мастера, что нужно соблюдать при работе с ножницами?

- что вы будете использовать при изготовление ваз?

- Какие направления в вазописи вам известны?

Слайд №10  (На протяжении работы звучит музыка)

     Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль за аккуратностью выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям в режиме включенного контроля.

Вы доказали, что хорошо знаете свое ремесло.

(Если закончили раньше, то разгадывают кроссворд самостоятельно, проверяем вместе)

5. Выставка работ учащихся: на доске помещаем работы, обсуждаем.

- Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись  с красивыми вазами.

- Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы).  

-  Вы справились  с задачами урока? Какую оценку вы планировали получить в конце урока?

-  Как вы думаете, желание совпало с действительностью?

Фаза 7. Подведение итогов. Рефлексия.

 Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями» Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке?  (Греческая вазопись)

  1. Вазы, в которых хранили мёд, зерно и масло называются…(Амфоры)
  2. Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)
  3. Что значит, чёрнофигурный стиль росписи?   (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
  4. Что значит, краснофигурный стиль росписи  (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).

- Вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что вы узнали интересного для себя?

- Где можно применить знания, полученные на уроке?

- Где можно использовать вашу Греческую керамику?

- Скажите, мы все тайны Древней Греции раскрыли?

Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.

Домашнее задание (найти дополнительный материал и ответить на свой вопрос).

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Важно!!!
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Другое дело ...
Чат-бот

Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz