«Декоративное искусство в современном мире» Урок 3.
Тема: Греческая керамика.
Цель: Развитие навыков творческого мышления учащихся в процессе ознакомления с произведениями Древней Греции.
Задачи: сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чёрнофигурных и краснофигурных), их форме, декоре;
развивать творческую и познавательную активность средствами АМО; развивать оформительские навыки учащихся в создании аппликации на заданную тему, аккуратность;самоанализ при выполнении работы;
развивать умение работать в парах; продолжить работу по формированию навыков "осмысленной” работы с получаемой информацией;
мотивировать учащихся на дальнейшее самостоятельное знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства Древней Греции; воспитывать интерес к мировой культуре и искусству;
Понятия: Чернофигурные, краснофигурные, амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы.
Оборудование для учителя: демонстрационный материал, презентация «Греческая вазопись», заготовки для практической работы, рисунки греческих ваз (работы учащихся);
Материалы для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, альбом, красная и чёрная гуашь.
Музыкальный ряд: греческая народная музыка, «Сиртаки» и т.д.
Технология: развитие критического мышления.
Приёмы:
- прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Форма организации урока: практическая работа.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Данный урок – по теме «Греческая керамика» из раздела «Декоративное искусство в современном мире», 3 четверть. Всего на эту тему отведено 1 урок.
Эффективность подобного урока определяется:
-достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;
-обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;
-четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;
-обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
-наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.
Ход урока:
1 этап. Мобилизирующий этап.
(Вступление)- моё
Учитель: ребята сегодня я предлагаю вам поучаствовать в археологических раскопках.
(Звучит музыка «Сиртаки»)
Учитель:- Ребята, вам знакомо это музыкальное произведение?
Ответ:
- Кто знает как она называется?
Ответ:
Учитель:- А в какой стране оно является самым популярным?
Ответ: (В Греции)
Учитель: -Так куда же приглашает нас эта музыка на раскопки?
Ответ:
Слайд №1 «Загадочная Греция»
Слайд №2 (слова)
Учитель:- Как вы думаете, почему говоря о Греции на память нам приходят эти слова?
Ответ:
Учитель:- Культура Древней Греции необычайно богата.
Ответ:
Учитель: - Как по - вашему, что находят археологи в Греции.
Слайд №3 (раскопки)
Слайд №4 (вазы 6-5 века)
Учитель: Вот с такими уникальными керамическими изделиями Древней Греции, я и предлагаю вам сегодня познакомиться.
Учитель: Как вы думаете, почему эти изделия называются керамическими?
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.
Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика в изучении данной темы.
После вводного знакомства с текстом (история, 5 класс стр.167-168 - карточки),
- Что вы знаете о Греции из истории?
- У вас на партах лежат карточки №1, ознакомьтесь с их содержанием.
Карточка №1 Район, где жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, назывался Керамик. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. |
- Как назывался район, где жили гончары? («Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожженной глины).
Учитель:- Если суммировать полученные знания, какова тема нашего урока.
Ответ: Греческая керамика
На доске тема урока закрыта (греческим орнаментом)
Учитель: - А вы знаете, что Греческая керамика таит в себе много тайн?
Ответ:
-А какие это тайны?
Ответ:
- Как вы думаете, а у нас с вами получится разгадать загадки греческой керамики?
Ответ:
- Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?
Ответ:
Учитель: Какой бы результат вы хотели бы получить в конце урока?
Ответ:
Фаза 4. Интерактивная лекция. Рассказ учителя, работа с карточками. Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Греческая керамика».
Учитель: А теперь посмотрите на эти вазы, сделанные мной из бумаги. Какую особенность вы можете отметить?
Ответ: Разнообразие форм.
Учитель: Ох, уж эти греки, они во всём следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить назначение этих ваз.
- Какой из сосудов пригоден для хранения зерна, растительного масла, мёда? И почему?
Ответ: Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками.
Учитель: А из какого сосуда греки пили вино?
Ответ: Из килики. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, её удобно держать.
Учитель: Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?
Ответ: Кратер. Он объёмный.
Учитель: За пресной водой надо было ходить к источнику, роднику. В каком сосуде было удобнее нести её домой?
Ответ: В гидрии – у неё две горизонтальные ручки и третья – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».
Учитель: Лекиф – сосуд с одной ручкой для хранения душистого масла.
- А почему ручка одна и длинная?
Ответ: спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело.
Учитель: Лекифы, как правило украшались изображениями спортивных состязаний.
Учитель: А как эти предметы можно назвать одним словом?
Ответ: сосуды, посуда.
Правильно. Слова «СОСУДЫ» и «ПОСУДА»- на латинском языке- «ВАЗЫ», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ»
Слайд №5 (чёрнофигурные и краснофигурные вазы)
Учитель: Вглядитесь в росписи двух ваз. (Показывает изображения росписей чёрнофигурных и краснофигурных ваз.)
-Чем они отличаются друг от друга?
Ответ: На одних чёрные фигуры, на других – красные.
Учитель: Значит, какие бывают греческие вазы?
Ответ: Чёрнофигурные и краснофигурные.
Учитель: Как вы думаете, какая роспись возникла раньше?
Карточка №2 Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшаличернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называюткраснофигурными. Чёрный лак блестит на солнце и не тускнеет от времени. |
Ответ: Чёрнофигурные
Почему вы так считаете?
Ответ: Эти росписи более простые.
Слайд №6 (орнамент)
Учитель: - В начале преобладали вазы со строгим геометрическим орнаментом. Потом появился растительный орнамент. В конце 7 начале 6 века до н.э. в чернофигурной росписи происходят значительные изменения.
Сами фигуры оставляют в тёплом цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком.
Учитель: Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями.
- Это позволяет объёмнее изображать фигуры в пространстве, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны, более свободно изображать фигуры людей и животных.
Слайд №8 (сюжеты)
Учитель: Какие сюжеты брали мастера для своей вазописи?
Ответ: Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов.
Фаза 5 Актуализация знаний Слайд №9 (Викторина)
Фаза 6. Практическая работа. Индивидуальная, коллективная (аппликация, живопись)
Слайд №9
Учитель: Древнегреческий раб, прославившийся как философ Эзоп, сказал: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться»
- А вы умеете трудиться?
- Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в Греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.
- У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи.
- При этом вы должны учесть следующее:
Самостоятельный выбор сюжета росписи и цвета.
- Уважаемые мастера, что нужно соблюдать при работе с ножницами?
- что вы будете использовать при изготовление ваз?
- Какие направления в вазописи вам известны?
Слайд №10 (На протяжении работы звучит музыка)
Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль за аккуратностью выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям в режиме включенного контроля.
Вы доказали, что хорошо знаете свое ремесло.
(Если закончили раньше, то разгадывают кроссворд самостоятельно, проверяем вместе)
5. Выставка работ учащихся: на доске помещаем работы, обсуждаем.
- Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись с красивыми вазами.
- Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы).
- Вы справились с задачами урока? Какую оценку вы планировали получить в конце урока?
- Как вы думаете, желание совпало с действительностью?
Фаза 7. Подведение итогов. Рефлексия.
Проходит в игровой форме «Наполнить вазу знаниями» Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись)
- Вазы, в которых хранили мёд, зерно и масло называются…(Амфоры)
- Большая ваза, в которой смешивали вино и воду называется…(Кратер)
- Что значит, чёрнофигурный стиль росписи? (Фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица).
- Что значит, краснофигурный стиль росписи? (Фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным цветом, и на них наносились чёрные линии, складок одежды и прочие подробности).
- Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что вы узнали интересного для себя?
- Где можно применить знания, полученные на уроке?
- Где можно использовать вашу Греческую керамику?
- Скажите, мы все тайны Древней Греции раскрыли?
Показ работ учащихся, комментирование оценок за урок.
Домашнее задание (найти дополнительный материал и ответить на свой вопрос).