Вторник, 23.04.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отчет библиотекаря

Анализ работы школьной библиотеки

МОУ ООШ № 11 села Прасковея

за 2015-2016 учебный год

 

Краткая справка о библиотеке - медиатеке

 

Общая площадь библиотеки – 48,4 кв. м.

Количество помещений – 2.

Оборудование: 11 стеллажей, столы, стулья, шкафы, столы для работы на компьютерах.

Технические средства:  телевизор, DVD-плеер, 2 компьютера (один компьютер имеет выход в локальную сеть  Интернет), МФУ, мультимедийный проектор.

  Организует работу библиотеки  заведующая библиотекой, имеющая общий стаж работы 38 лет, в данной должности – 6 месяцев. 

В течение прошедшего учебного года школьная библиотека всё содержание работы строила согласно намеченным целям и задачам. Новое содержание учебных программ, расширение и углубление традиционных дисциплин, программ, методов, методик, форм обучения предполагают новый уровень использования различного рода источников информации, способствуют изменению содержания учебно-воспитательного процесса.

Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни нашей страны.

Основные задачи деятельности школьной библиотеки в 2015-2016 учебном году:

1.Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.

2.Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств – книг, учебников, журналов, газет. Пополнение картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации, составление библиографического описания книг и журналов.

3.Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами литературы согласно датам литературного календаря.

4.Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.

5.Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди обучающихся школы.

6.Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.

7.Оказание помощи в деятельности обучающихся и учителей при реализации образовательных проектов. Работа с педагогическим коллективом.

8.Повышение уровня использования работы ИНТЕРНЕТ педагогами.

9.Формирование у детей информационной культуры и культуры чтения.

10.Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.

 

Контингент пользователей

 

 

Всего читателей

343

Учителя

23

Администрация школы

4

Учащиеся школы

1-4классы

5-9 классы

 

145

159

Родители

0

Студенты

0

Библиотекари

8

Технический персонал школы

4

 

 

Посещаемость библиотеки

 

  Средний % читателей 85,6, что на 3,8% выше по сравнению с предыдущим учебным годом, связано с тем, что увеличилось количество обучающихся, соответственно и читателей в 5-9 классах. Количество посещений  библиотеки – 3084.

Объем  книговыдачи - 4772 экземпляров учебной, художественной, справочной литературы и периодических изданий.

 

Работа с фондом. Анализ библиотечного фонда

 

Фонд библиотеки включает в себя литературу по различным отраслям знаний, художественную литературу, справочную и учебную.  Кроме традиционных источников информации в фонде есть электронные учебные издания по различным предметам. В библиотечном фонде присутствуют книги различных лет издания,  обновляемость  фонда очень низкая.

На сегодняшний день библиотечный фонд составляет – 7335 экз. литературы,

 фонд учебной литературы составляет – 4529 экземпляров, обеспеченность основным комплектом учебников  за счет  библиотечного фонда, за счет резервного фонда других библиотек  - 100%.  Если учитывать учебники по ФГОС, то комплектование школьной библиотеки  учебной литературой считается недостаточной в 6-х классах - биология. 

 

Поступление литературы за 2015-2016 учебный  год

 

Фонд

Прибыло

Выбыло

Стало

Учебная литература

445 экз.

674 экз.

4529 экз.

Художественная, отраслевая и др. литература

о

0

2797 экз.

Электронные издания

0

0

201 экз.

Периодические издания

0

0

9 экз.

Итого

445 экз.

674 экз.

7336 экз.

 

Количественный состав фонда:

Учебные пособия

4 экз.

Хрестоматии

44 экз.

Энциклопедии

44 экз.

Художественная литература

2714 экз.

Нетрадиционные носители информации

201 экз.

Учебная литература

4529 экз.

 

 

 

Типологический состав фонда:

 

  • Книжный фонд
  • Учебный фонд
  • Справочный фонд
  • Фонд электронных носителей
    • Фонд периодических изданий
    • Краеведение

 

Фонд краеведческой литературы включает:

  • Учебные издания (« Физическая  география Ставропольского края», «Экология Ставропольского края», «Ставропольский край в истории России», «История Ставропольского края», Красная книга Ставропольского края).
  • Справочные издания
  • Издания по различным отраслям знаний
  • Художественная литература
  • Периодические издания («Вестник Прикумья», « Буденновск сегодня»).

 

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

- книга суммарного учёта учебного фонда;

-папки «Акты движения фонда»;

-журнал  учета книг, принятых взамен утерянных;

-журнал  учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд);

-журнал учета подарочных изданий;

- картотека учета учебников;

-книга учета выдачи учебной литературы;

-книга учета поступления учебной литературы;

- технологическая документация (накладные и т.д.);

-читательские формуляры;

-бланки заказа учебников;

-дневник библиотеки.

Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.

Фонд расставлен по таблицам ББК. Основная часть фонда закрыта для свободного доступа, фонд технически обработан.

Обслуживание читателей

В библиотеке систематически ведется «Дневник школьной библиотеки», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации; дополнительно в дневник введены графы, характеризующие объем выданных учебников, методической литературы, нетрадиционных носителей информации,  посещений и книговыдачи читального зала, посещений библиотечных уроков, видео -  и медиа-уроков.

Как читают наши дети? По наблюдениям обучающиеся  младших классов читают больше, чем 5-9 классов – они ходят в библиотеку не только за программной литературой, но и берут книги по своей инициативе.  Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка »,  «Детская энциклопедия»,  « Непоседа» и др. Хотя за последнее время наблюдается спад читательской активности. Снижение читательской активности наблюдается в конце апреля – мае, так как с потеплением дети больше времени проводят на свежем воздухе.

Снижение читательской активности наблюдается и в целом по школе. Это объясняется тем, что школьная  библиотека не пополняется художественной литературой для детей, а та, которая есть, устарела и не соответствует спросу читателей, детям же хочется читать новые, интересные, яркие книжки. У старшеклассников же  просто остается очень мало времени на  досуговое чтение. А когда есть возможность, они выбирают фэнтези, фантастику, любовные романы и детективы. Из периодических изданий чаще предпочитают  издания,  пестрящие яркими иллюстрациями, зачастую дети просматривают их не читая. Основным запросом у педагогов является учебная литература, программные литературные произведения. Методическая же литература в связи с её давним поступлением, устарела.  Учителя приобретают методическую литературу за свой счет.

В библиотеке оформлены стенды, где размещены: «Права и обязанности пользователей библиотеки»,  приобретен новый стенд «Библиотечный вестник». Нормативно-правовые документы, касающиеся библиотеки, размещены на сайте школы. Это позволит пользователям, правильно пользоваться своими правами и знать о мерах ответственности   за   нарушение   правил   пользования   библиотечными   ресурсами.

 

Основные формы индивидуального обслуживания:

  • беседа при записи в библиотеку,
  • беседа при выдаче документов,
  • беседа о  прочитанном,
  • анализ читательских формуляров.

Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для обучающихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста обучающихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока. Проводится анализ читательских формуляров для разных возрастных категорий читателей.

Основные формы группового и массового обслуживания:

  • книжные выставки,
  • открытые просмотры новой литературы,
  • тематические папки,
  • библиографические списки,
  • конкурсы чтецов, 
  • обзоры книг,
  • литературные встречи как праздники общения,
  • викторины и др.
  • участие в общешкольных мероприятиях и декадах по предметам,
  •  родительские  собрания,
  • в работах МО, семинарах и др.

Одним из направлений работы является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки, как к юбилейным, так и к знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям – юбилярам: 145 лет со дня рождения А.И. Куприна, 80 лет со дня рождения А. Лиханова, 125 лет со дня рождения А. Кристи, 120 лет со дня рождения С.А. Есенина, 195 лет со дня рождения А. Фета, к 190-летию Салтыкова-Щедрина и др. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся мини-викторины. Оформлена выставка «Книги – юбиляры 2015 года» (2016).

В этом учебном году в библиотеке были оформлено 19 выставок и тематических подборок, таких как:

  • «Бородинское сражение русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812г.). Для обучающихся 5-8 классов.
  • «Я за здоровый образ жизни!». Выставка была оформлена для педагогов, учащихся и родителей, приурочена к месячнику « Школа против наркотиков и СПИДа ».
  • «Люби и знай свой край родной». Выставка посвящена прошлому и настоящему нашего края, его культуре и литературе. Постоянная выставка для педагогов и обучающихся 5-9 классов.
  • «Есть такая профессия – Родину защищать!». Постоянная выставка посвящена Победе в Великой Отечественной войне для обучающихся 4-9 классов.
  •  Выставка книг, посвященных женщинам, которая была приурочена к празднованию 8 Марта.
  • Выставка произведений классической  литературы к конкурсу чтецов «Живая классика».
  • Выставка детских журналов.
  •  « Человек и космос», книжная выставка посвященная Дню космонавтики и др.

 

Работа по воспитанию культуры чтения проводилась в трёх направлениях:

а) книга — библиотека;

б) самостоятельный выбор книг;

в) как работать с книгой;

Проводились уроки основ информационной культуры по темам «Знакомство с книжкиным домом»(1-2 классы), «Правила и умения обращаться с книгой» (3-5 классы), «Выбор книги в библиотеке» (1-4 классы), «Гардероб для книги», «Структура книги»(2-5 классы).

Уделялось большое внимание индивидуальной работе с читателями, культуре и качеству обслуживания, отношению к читательским интересам.

От читателей поступали заявки на выполнение библиотечно-библиографических справок различного характера. Подбирался материал для написания рефератов по учебным дисциплинам. Большее число справок было по биологии, МХК, ОБЖ, биографии и творчеству разных писателей, поэтов, выдающихся людей. При выполнении библиографических справок активно использовались Интернет-ресурсы.

Формы работы библиотеки по распространению ББЗ и развитию культуры чтения:

-индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

-групповые консультации, беседы об информационной системе школьной библиотеки;

-экскурсии по библиотеке;

-проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов (включая Интернет).

Формы и методы обучения усложняются и совершенствуются. Естественно, что в связи с этим повышается роль и значение школьных библиотек. Они становятся центрами информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала обучающихся, а их сотрудники - партнерами учителей в решении этой важнейшей педагогической задачи. Наша школьная  библиотека,   сохраняя традиции, ищет новые, современные формы работы с книгой в помощь общеобразовательному процессу школы. Библиотека открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активной деятельности (видео - фильмы, электронные ресурсы, новые информационные технологии), но центральное место занимает чтение книги.

В библиотеке организуются всевозможные массовые мероприятия, ставящие своей целью, как привлечение к чтению обучающихся, расширяющие их кругозор, проводятся библиотечные уроки.

Информационная среда нашей школы начинает формироваться с оформления подписки на периодические издания. Благодаря периодическим изданиям  прошлых лет в библиотеке оформляются книжные выставки, делаются тематические подборки литературы к урокам и классным часам, составляются информационно – рекомендательные списки литературы к педсоветам и МО. Только очень жаль, что средств на периодические издания не выделяется.

 
Справочно-библиографическая работа

 

             Библиотека располагает  энциклопедиями по разным темам, где собрана информация по многим отраслям знаний,  они активно используются  при обслуживании читателей. Школьники могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к СD- дискам; могут прослушивать и просматривать видеозаписи, используя это для подбора информации к написанию докладов, сочинений, рефератов; для подготовки к урокам, диспутам, семинарам.

 

ИКТ  в  школьной библиотеке

 

Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, не могла не затронуть систему народного образования. Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой – сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования.

Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу к его изучению. Чаще всего младшие школьники видят компьютер как интеллектуальную игрушку, а старшие обучающиеся мало уделяют времени работе за компьютером в связи с загруженностью другим предметами.

 Медиатека является информационным центром для учителей и обучающихся школы.  Пользователи библиотеки работают с электронными пособиями по разным предметам, в том числе при подготовке к   ЕГЭ. Читальный зал школьной библиотеки расширяет свои функции от обычного места хранения и выдачи книг до места эффективной работы с информацией на различных носителях. Контингент пользователя услуги – обучающиеся, педагоги, работники школы, работники детской библиотеки и библиотекари образовательных организаций города и района. Пользователи могли посмотреть на компьютере учебные диски по различным предметам, напечатать реферат по предмету и т.д.

Зав. библиотекой старается информировать педагогический состав, обучающихся о новых поступлениях  медиаресурсов  (информационный бюллетень, буклеты).

Массовая работа проводилась по следующим направлениям:

- военно-патриотическое воспитание: День воинской славы России, тайна Ильи Муромца, акция «Письмо ветерану», День памяти юного героя-антифашиста, выпуск газеты «Мужество. Доблесть и слава», беседы о героях ВОв, беседа «Государственная символика России» ко дню Конституции;

- правовое воспитание: интеллектуально-познавательная игра «Ваши права»,

- воспитание здорового образа жизни: выпуск информационного бюллетеня «Здоровый образ жизни – мой выбор», мероприятие в рамках Международного дня отказа от курения «Я за здоровый образ жизни», беседа «Не пропади по неведению», книжная выставка;

-  семейное и трудовое воспитание: «Все работы хороши – выбирай на вкус», простейший ремонт книг;

- экологическое воспитание: занимательная беседа «Этот жужжащий, летающий, ползающий мир», экологическая викторина «Что? Где? Когда?»;

- нравственно-этическое воспитание.

Традиционно школьная библиотека проводит «Неделю детской книги», задачей, которой является, расширять кругозор, прививать любовь к чтению, к книгам. Для обучающихся проведены библиотечные мероприятия, была выпущена школьная газета. В рамках недели обучающиеся на классных часах были ознакомлены с историей её проведения, первоклассники посвящены в читатели, проведены конкурсы, викторины и дан старт акции в 5-9 классах «Месячник возвращенной книги». Значимым праздником в рамках недели детской книги стало посвящение первоклассников в читатели «Библиотека, книжка, я – верные друзья». Задолго до его проведения библиотечный актив начал подготовку: разработан сценарий, презентация, подготовлены костюмы, атрибуты к оформлению библиотечного зала. К проведению праздника были привлечены и обучающиеся 3 и 4 класса, подготовили стихи и первоклассники. В течение праздника ребята не только веселились, отгадывали литературные загадки, викторины, но и ознакомились, с расположением книг в библиотеке, правилами поведения, обращения с книгами, пользования библиотечными ресурсами. Каждый ребенок ушёл с праздника с сувениром, всем были вручены удостоверения читателя с правилами поведения в библиотеке и её режимом работы.

В течение учебного года проведены конкурсы: «Лучший чтец» ко Дню защитника Отечества, конкурс чтецов «Живая классика», конкурс рисунков «Символ года», «Я – художник», «Юный иллюстратор», проведены литературные викторины, подведены итоги. Прошло награждение победителей.

Общешкольным праздником, пропагандирующим классическую литературу, раскрывающим творческие таланты обучающихся школы стал конкурс чтецов «Живая классика». Подготовкой конкурсантов занимались учителя русского языка и литературы, выставка произведений классической литературы, сценарий, презентация – подготовлены зав.библиотекой, библиотечным активом. Конкурс открыли члены библиотечного актива стихами о значимости книги, чтения. Вели конкурс зав.библиотекой и обучающаяся 8 класса, член библиотечного актива. В жюри были приглашены работники сельской и детской библиотеки с. Прасковея. Во время подведения итогов конкурса с присутствующими в зале была проведена литературная викторина.  Победителям вручены награды, участники также были отмечены.

 

          Методическая работа

 

Библиотека активно оказывает методическую  помощь педагогам при работе с электронными носителями информации, работе в сети ИНТЕРНЕТ. Проводится  консультирование   родителей  по приобщению детей к чтению, составлены методические рекомендации для родителей по совершенствованию семейного чтения, ведется работа по разъяснению вопросов о школьных учебниках, об имеющихся книгах по внеклассному чтению, о пользовании учебниками из школьного фонда,  а также выступления на родительских собраниях на тему «Обеспеченность учебниками на 2016-17  учебный год».

Выступление на школьных МО педагогов:

  • на МО классных руководителей по плану работы на учебный год;
  • на педагогическом совете на тему «Обеспеченность учебниками на 2016-17  учебный год»;
  • на педагогическом совете с проектом «Школьного перечня учебников на 2016-17 учебный год».

 

В рамках организации работы по сохранности учебного фонда своевременно проводилась работа по заказу учебной литературы, производилось составление отчётных документов, диагностика уровня обеспеченности учебниками, проводятся акции «Подари школе учебник», «Подари школе книгу».  Большая работа проведена в 2015-2016 учебном году по ликвидации задолженности обучающихся по возвращению художественной и учебной литературы. Совместно с библиотечным активом проанализированы все формуляры, составлен список пользователей библиотеки, имеющих задолженность. С февраля по апрель 2016 г. на классных часах проведена беседа «Правила пользования библиотечными ресурсами». Проведена акция «Месячник возвращенной книги»: 1-4 классы - февраль, 5-9 – апрель. Наибольшую активность проявили обучающиеся начальных классов. Победителями стали обучающиеся 3А класса (кл. руководитель Плаксина Г.Н.), а 4А классу вручена грамота за активное участие в акции (кл. руководитель Мануйлова Е.Е.).   

Проводится постоянная работа по вовлечению актива в работу библиотеки:

  • работа по расстановке книг на стеллажах;
  • один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе (учатся записывать книги в формуляр, помогают в выборе книг обучающимся 1-х классов);
  • принимают активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки;
  • проводится оформительская деятельность к мероприятиям и в библиотеке;
  • работа с читателями – задолжниками;
  • ремонт книг;
  • при поступлении новых изданий учебной литературы – штемпелевание.

 

Выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2016-2017 учебном году. Школьная библиотека играет важную роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное, в сотрудничестве с педагогами, обучение детей навыкам работы с информацией. Но, к сожалению, качественный состав основного фонда не с

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz