Тема: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс
слов, называющих предметы.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
за корнем;
-способствовать развитию критического
мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,
умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
-создать условия для формирования
познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
-
способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать
причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать
формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка
научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать
самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить
интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать
формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
-Раздаточный
материал
·
Памятка
разбора слова по составу ( для
слабоуспешных учащихся).
·
Карточки
для работы в группах
·
Карточки
для дифференцированной работы
·
«Волшебная
палочка»
-
Проектор, компьютер
-Презентация
Microsoft Power
Point
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):, кластер, рефлексия.
Ход урока
1. 1. Орг.
момент
2.
Приветствие.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш - хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
И с хорошим настроением отправимся в
путь за знаниями.
2.Чистописание
Работа в парах
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.
На доске: ок ик ёк
- Что общего в записях?
- Какую часть слова вам
напоминают эти сочетания букв? (Две буквы: первая гласная, вторая –согласная.
Суффикс)
- Запишите их в тетрадь, чередуя.
-Поменяйтесь тетрадочками, подчеркните у соседа наиболее удачные сочетания букв.
8 февраля
Классная
работа
Работа в группах
- Какие части слова вы еще знаете?
- Что такое корень?
Может ли слово быть без
суффикса, окончания, а корня?
1)- Ребята, прочитайте и исследуйте слова на карточках:
лес, лесной, лесок.
- Что вы можете сказать о данных словах?
- Разберите эти слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе?
- Пожалуйста, работайте. Время 2 минуты.
- Проверим ваши результаты
- Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах?
- С помощью чего образовались новые слова?
-Как вы думаете, о чем мы будем
говорить на уроке?
-Это новая тема для вас?
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Какие цели и задачи вы перед
собой поставите?
-Корень, окончание, основа
-Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова.
-Давайте обратимся к учебнику.
Работа по
учебнику с.36 Упр.34.
-Прочитайте задание.
Что вам нужно сделать?
Дети записывают столбиками пары слов: собачка
— собака ;задачка — задача ; речка — река;
аптечка — аптека, после
чего выделяют корни и окончания. После того как корни и окончания
выделены, дети обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –к-,
устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса. Затем дети
письменно по образцу показывают, как из ОСНОВЫ каждого слова образовалось
другое слово.
Просмотрев весь список слов на -чка, дети
убеждаются, что буквосочетание ЧК пишется без Ь.
Физминутка
2)Работа в
группах
1 группа
Задание.
Образуйте новые слова с помощью суффиксов:
-тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.
2 группа
Задание.
Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня - … Алёша - …
Света - … Федя - …
Дима - … Люба - …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
3) Игра «Побудь
волшебником».
Фронтально
-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
нос, дом, хвост, стол.
Проверка по слайду (Слайд 4)
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?
-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.
Проверка по слайду (Слайд 5)
Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается в большой и сразу же появляется новое слово.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? ик
-Превращает слова в маленькие предметы
-ищ. Увеличивает предметы
Закрепление
Прием
«Кластер» Фронтально
На
доске карточки со словами:
Маленькое
слово
Часть
слова
Для
образования новых слов
Для
связи слов в предложении
После корня
Перед
корнем
Не
имеет значение
Имеет
значение
-
Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Итог урока
Рефлексия
-А
теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?
- С какими новыми суффиксами познакомились?
-Какие
смысловые оттенки они вносят?
-Кто
остался доволен своей работой?
-
Дополните предложения.
Дополнение
предложений (Слайд 6)
-Нарисуйте
в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.
Самооценка
(Слайд 7 )
-
Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Д/З
индивидуальные дифференцированные карточки
Источники информации:
1. Н.А.
Чуракова «Русский язык. 2
класс», учебник, 3 часть, Москва, Академкнига/учебник , 2010 г.
2. Н.А. Чуракова, М.Л. Каленчук, О.В.
Малаховская, Т.А. Байкова Методическое
пособие «Русский язык 2 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2009 г.
3. А. Ундзенкова, О. Сагирова «Русский с увлечением»,
Екатеринбург, 2003г.