Пятница, 26.04.2024, 02:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МОУ СОШ № 11 с. Прасковея

Меню сайта
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 151
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Зачем творить добро"

Тема «Зачем творить добро»(1 слайд)

Урок подготовила учитель начальных классов Т.В. Юркова

Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радость.

Цель: помочь учащимся осмыслит нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции;

сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.

Задачи:                                                                               

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;

- осознание добра как подражания христианской жертве;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование: презентация, мультмедиапроектор, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, текст рассказа Л.Н. Толстого «Старик и яблони», текст эпизода «Детство»Л.Н. Толстого.

                                                  Ход урока

 

 

    I.  Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания :

- Какие доводы могут убедить людей творить добро?

- Как вы поняли слова немецкого поэта Эрих Фрида: «кто думает, что любовь к  врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам ?»

- Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить и любить врагов?

- можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?

- Как на это вопрос отвечают христиане?

   II.   Работа с текстом учебника.

1.     Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2.     . Чтение статьи учебника.

3.     Работа по тексту.

– Какие вопросы с содержанием текста у тебя возникли?

-   Какую часть статьи учебника требуется для тебя понять?

- «Золотое правило этики – сформулируй его »( слайд 2)

Самоотверженность – это … ( предмет, поступок, явление, свойство, Качество?)(слайд3)

 

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду ( медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

 Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе записывается на плакате и вывешивается в классе.

 

Дополнительный материал.( слайд 4)

Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева» . Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте  «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.

( Задание выполняется самостоятельно в группах).

Поступки и решения Герды

От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё

Просьба к реке вернуть названного братца

От новых красных башмачков

Решение Герды плыть в лодке дальше по реке

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки

От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герда старушку

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона

От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничего замка

Крышу над головой надёжную защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

 

- Почему мы на просто записали поступки Герды, а построили лестницу?

Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. ( слайд 5) 

Повседневная жизнь, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

 

- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони» , написанный им для маленьких детей своей школы, которые только учились читать

                                           Старик  и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков.» Старик сказал: «я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»

 

- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?( самоотречение)

_ Каким вы представили себе старика грустным или весёлым?

- можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает  человека?

III Обсуждение эпизода из «Детства» Л.Н. Толстого.

Этот эпизод наказания Николеньки няней за испорченную скатерть.

Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.

Чтение вслух: «После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Саввишна с скатертью в руке, поймала меня, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым полотенцем по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей!» , прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Саввишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Саввишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня… я виновата…уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.

Он вынула из-под платка корнет , сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда»

 «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней, что и спустя годы является лучшим наслаждением »

Предположите, что такое мог вспоминать взрослый человек из времени своего детства? Представьте, что такое могло происходить в его прошлом?

Свой ответ можно нарисовать ( задание может быть дано как домашнее)

IY. Подведение итогов

Сядем в кружок (слайд6)

При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул для «сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т. д.

Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки? Выбери правильный ответ:

Старая няня повинилась перед мальчиком, т. е. он одержал победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Н.С. начала увещевать его, он пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.

 

 

Вход на сайт
САЙТ ГМУ
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Другое дело ...
Чат-бот
Вверх

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz