ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
-
ознакомление учащихся с творчеством К.И.Чуковского;
-
воспитание этических норм поведения, нравственных качеств личности.
Возраст:
7 – 10 лет.
План викторины:
Вступительное
слово учителя.
I
тур – «Вспомни сказку».
II
тур - «Кто есть кто».
III
тур. «Конкурс знатоков».
Аукцион
IV
тур. «Корзинка с потерянными вещами».
V
тур. «Музыкальная страничка»
VI
тур. «Расшифруйте имена сказочных
героев».
Подведение
итогов и награждение победителей.
- Недалеко от Москвы, в посёлке
Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого
знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев:
Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней
Чуковский.
1
апреля 2007 г.,
если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
Корней
Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай
Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с
большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов,
непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только
вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в
огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь
снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно
легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых
встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный,
писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
Сегодня мы
совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея
Чуковского.
I тур. «Вспомни сказку».
- Вспомни,
какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится народ- |
Нет – нет! Соловей |
И мне не надо |
Лечит маленьких детей, |
Только вдруг из – за кусточка |
А посуда вперёд и вперёд |
А за ним – то народ |
Солнце по небу гуляло |
Свинки замяукали – мяу – мяу, |
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но
и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без
"Айболита”, "Федорина горя”, " Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают
драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой
способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат,
развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора,
делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
- Каким
персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит -
(доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
- Корней Иванович Чуковский
отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в
трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось
попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной
праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
-
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется
первая сказка писателя.
По горизонтали:
1. Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.
(Чтоб ему провалиться, проклятому!)
А он между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает:
"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
3. Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4. Имя одного из крокодильчиков,
встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5. Умывальников начальник и мочалок
командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6. Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
7. Какое слово повторял Айболит по пути
в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8. Название стихотворения, в котором
звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении
посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой
герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой
сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите
сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог
здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите
сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха
– Цокотуха»).
6. Что
просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели,
Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком
совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого
«рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких
сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр»,
«Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как
звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
-
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал
рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик
неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово
в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными
вещами».
- В
корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца,
вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У
меня зазвонил телефон)
Воздушный
шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот
и мыло подскочило)
Блюдце (А
за ними блюдца)
Калоша
(Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр
(И ставит им градусник)
Сито
(Скачет сито по полям)
Перчатки
(А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета
(Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка
(И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник
(Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И
мочалку словно галку, словно галку проглотил)
- Стихи Чуковского очень музыкальны.
Например, к сказке "Мойдодыр” композитор
Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все
поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит "Увертюра” – вступление к
опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный
солнечный марш: "Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы
радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
1. Бармалей
2. Муха –Цокотуха
3. Крокодил
4. Айболит
5. Федорино горе
6. Мойдодыр
7. Тараканище
8. Телефон
- К.И.Чуковский
рассказывал: " У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и
бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов
расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно
запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить
чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив
какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать
весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе
женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой
отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных
героев».
- Вставьте
в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
ФДР |
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКДЛ |
КРКЛ |
(Бармалей,
Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
- Однажды Корней Иванович часа три
лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой
идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать.
Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него
было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.
VII тур
«Героический поступок»
- Соедини
героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит |
Зажгли
море. |
Воробей |
Проглотил
солнце. |
Крокодил |
Помыла
свою посуду. |
Комар |
Вернул
солнце в небо. |
Федора |
Потушила
море. |
Медведь |
Спас
Муху – Цокотуху. |
Бабочка |
Съел
таракана. |
Лисички |
Вылечил
зверей. |
VIII тур
«Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке
"Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в
стихотворении "Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр”. " Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.